Содержание образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы, может реализовываться в различных видах деятельности ребенка.
Система работы по художественно- эстетическому развитию детей состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для художественно- эстетического воспитания и развития (кадровое обеспечение, учебно- методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды); организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями); координация работы с другими учреждениями и организациями. обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для художественно- эстетического воспитания и развития (кадровое обеспечение, учебно- методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды); организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями); координация работы с другими учреждениями и организациями.
Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) определены такие виды изобразительной деятельности как конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
«Познавательное развитие»
Художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно- прикладного искусства в эстетической деятельности.
Модель эстетического отношения (И. А. Лыкова) 1. Способность эмоционального переживания. 2. Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). 3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).
Основой художественно-эстетического развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности являются: личностная позиция ребенка, желание самовыразиться; развитие способностей к изобразительной деятельности (эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость); создание художественного образа - личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности; взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми; синтез искусства для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества; изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства (педагога - помощник, соучастник творчества).
Для развития художественного творчества необходимы определенные условия: опыт художественных впечатлений образов искусства; некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности; система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства; создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»); материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.
Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Среди множества факторов, оказывающих определенное воздействие на характер замысла в детском рисунке, существенную роль играет своеобразие художественных техник и материалов (цвет, фактура, форма), которые способствуют созданию адекватного этим свойствам художественного образа.
Очень часто недостаточная сформированность художественно- графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунках задуманное, адекватно изобразить предметы окружающего мира, и как следствие, затрудняет развитие познания.
В работе с детьми дошкольного возраста по художественно-этетическому развитию решается ряд задач: познакомить детей с разнообразными художественными материалами и их свойствами; развивать умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче; учить использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности; воспитывать самостоятельность, инициативу, эстетический вкус; развивать воображение, зрительную память, гибкость и быстроту мышления.
Работа по ознакомлению с художественными техниками осуществляется поэтапно. Алгоритм работы с детьми по овладению любой художественной техникой включает в себя следующие этапы: I этап - знакомство с художественной техникой; II этап - упражнения в художественной технике; III этап - самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность.
На первом этапе проходит первое знакомство с новой техникой, детям сообщаются новые знания о материалах, инструментах и способах изображения. Здесь же ребенку предоставляется возможность экспериментировать с материалом, самостоятельно изучить его свойства и признаки.
На втором этапе дети непосредственно упражняются в использовании традиционных и нетрадиционных техник (материалов, инструментов и способов их применения). Отработка навыков в использовании различных материалов происходит на занятиях с различной тематикой. Дети получают возможность прочно освоить данную технику. Упражнения детей в применении способов действий, направлены на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Как правило, данному этапу отводится 2-3 занятия в зависимости от сложности техники.
Третий этап включает в себя творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов на основе полученных знаний. Тематика этих занятий разнообразна, она побуждает детей к поиску наиболее выразительных средств для изображения своего замысла («Зимний пейзаж», «Осеняя песня», «Золотая рыбка» и т. д.).
Итоговой формой работы с детьми могут стать различные творческие выставки: тематические («Золотая осень», «Королева Зима», «Морское царство» и др.), где представленные работы выполнены с использованием различных техник; выставки работ, выполненных в какой-то одной технике; авторские выставки (творческие работы отдельного ребенка с использованием различных техник).
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определенным позитивным результатам.