Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования п.11) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации; Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации п. 6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно- оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями…
Статья 89. Управление системой образования п. 2. Управление системой образования включает в себя: … п.п. 4) проведение мониторинга в системе образования; Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования п. 1. … организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования. п. 2. Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные… п. 3. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность. п. 6. Анализ состояния и перспектив развития образования подлежит ежегодному опубликованию в виде итоговых (годовых) отчетов и размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах …
ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ МОНИТОРИНГУ I. Общее образование II. Профессиональное образование III. Дополнительное образование IV. Профессиональное обучение V. Дополнительная информация о системе образования
мониторинг рынка образовательных услуг мониторинг потребностей рынка труда и работодателей мониторинг результатов обучения мониторинг педагогических кадров
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ п. 6. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно- информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию… п. 7. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.
Об утверждении критериев и показателей эффективности деятельности областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования 1. Образовательная деятельность 2. Качество обучения 3. Управление образовательным процессом 4. Квалификация педагогических кадров 5. Развитие и содержание материально-технической базы 6. Финансовая и имущественная деятельность 7. Уровень исполнительской дисциплины
10 Процессы Стратегия Уровень системы управления качеством образования
Мониторинг Представляет собой: Систему Включает: Сбор Хранение Обработку Анализ Распространение Предполагает: Непрерывное слежение за состоянием
Система сбора, обработки, анализа и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающей непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития. (Майоров А.Н.)
ЗАДАЧИ: Предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности, в широком понимании этого слова, для эффективного функционирования и развития объекта. Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы, о количественных и качественных изменениях в ней. Систематизация информации о состоянии и развитии системы. Обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессах, происходящих в системе образования. Информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития системы или отдельных ее элементов, выработка управленческого решения. Основная ЦЕЛЬ – прогноз и развитие.
Главная задача мониторинга – уменьшение разницы между реальным и желаемым состоянием объекта
Информационная. Дает возможность получить сведения о состоянии объекта, обеспечить обратную связь. Диагностическая. Предполагает изучение и отслеживание изменений, происходящих в объекте мониторинга. Аналитическая. Анализ результатов. Прогностическая. Построение прогноза развития. Координирующая. Выстраивание взаимодействия всех участников педагогического процесса. Регулятивно-коррекционная. Перевод знаний, полученных об объекте изучения, на язык управленческих решений.
Информационный Базовый Проблемный Управленческий
Система взаимосвязанных компонентов Целевой (зачем? С какой целью?) Содержательный (что? На основе каких критериев и показателей?) Операциональный (как? Кто? Когда?) Управленческий (что нужно сделать, чтобы дочтигнуть желаемых результатов?)
Инструментарий оценки качества образования Объект Критерий Показатель Индикатор Каждый объект мониторинга может иметь свой набор критериев и соответствующих показателей Количество критериев должно быть оптимальным
Критерий признак, на основании которого производится оценка, классификация или определение чего-либо; мерило оценки, суждение. Показатель - обобщенная характеристика свойств объекта или процесса, выступает методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных (данное, по которому можно судить о состоянии, ходе, развитии чего-либо) Различают: - качественные показатели, фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства; - количественные показатели, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства Индикаторы- (от лат. Indikator – указатель) – доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта
Цель и результат не всегда совпадают. Мониторинг позволяет правильно оценить степень, направление и причины отклонения, а следовательно, свести к минимуму разницу между реальным и заданным состоянием качества образования Мониторинг позволяет минимизировать фактор субъективности (В практике мы еще нередко сталкиваемся с таким фактом, как перенос оценки с деятельности человека на его личность). Иновационные процессы носят вероятностый характер. Предупредить негативные, нежелательные явления можно, отслеживая эти процессы, анализируя, влияя на них.