ВЕЛОСИПЕД
ВЕ ЛО СИ ПЕД
Прообраз современного велосипеда селерифер («производитель скорости») впервые появился во Франции в 1791 г.
Это изобретение графа Меде де Сиврака мало напоминало сегодняшнюю модель: двухколёсный самокат с деревянной рамой без педалей и руля.
Переднее колесо не поворачивалось, а потому ехали на нём только по прямой, отталкиваясь от земли ногами.
Очень быстро новинка стала модным развлечением в Англии, где её назвали «хобби- хорз» («игрушечная лошадка»), а затем и в Германии.
Велосипед Мишо. ФРАНЦИЯ 1855г. Оказавшись после Отечественной войны 1812 г. во Франции, офицеры русской армии впервые увидели селериферы: парижане катались на них по Елисейским Полям.
В 1792 г. немецкий офицер, камергер и лесничий князя Баденского Карл Фридрих Дрез оснастил селерифер управляемым передним колесом,
а в 1830 г. его соотечественник Филипп Фишер построил экипаж с двухметровым передним колесом, снабжённым педалями, и маленьким задним. Вилки колёс он соединил штангой и на ней расположил седло.
Спустя 50 лет такие машины стали гораздо элегантнее. За ажурные ободья колёс, тончайшие спицы и быструю по меркам того времени езду их прозвали «пауками».
В том же году англичанин Киркпатрик Макмиллан усовершенствовал новинку: качающиеся педали соединил рычажным механизмом с задним колесом, которое сделал больше переднего, на оба колеса надел железные обручи.
Облегчить конструкцию и повысить её манёвренность удалось лишь в 1847, когда пустотелыми шинами с надувными камерами лорда Лорена заменили сплошные резиновые шины шотландца Р. Томпсона.
В 1853 г. немец Мориц Фишер построил экипаж с педалями на переднем колесе и тормозом на заднем. В Германии не заинтересовались этим изобретением,
зато французы охотно приняли аналогичную конструкцию парижского каретного мастера Пьера Мишо, названную в его честь «мишолиной». Примерно в то же время новую машину стали повсеместно называть по-французски «велосипед» (от лат. velox «быстрый» и pes «нога»).
В конце 60-х гг. велосипед продолжали активно модернизировать. Англичане Медисон и Каупер установили на нём лёгкие металлические колёса с тонкими стальными спицами, а Старлей придумал цепную передачу.
Во второй половине XIX в. появилось множество новинок: шарикоподшипники, пневматические шины, крылья над колёсами (пыльники), счётчик пройденного пути (цикломер), обгонная муфта (трещотка), механизм переключения скоростей.
В XX в. велосипеды делят по различным признакам.
По возрасту потребителей на детские, подростковые и взрослые;
По количеству ездоков - на одиночные, тандемы, триплеры с большим числом мест,
По числу колёс на одно-, двух-, трёх- четырёхколёсные;
По предназначению на мужские и дамские, дорожные, складные, туристские, спортивные специальные.
Кроме того, в каждой из этих групп существует собственная классификация.
Так, спортивные велосипеды подразделяются на шоссейные, трековые, горные, для гонки за лидером, рекордно-гоночные и т. д.
По сравнению с другими видами транспорта у велосипеда есть неоспоримые преимущества. Он дёшев, не нуждается в топливе, не загрязняет атмосферу, манёврен мобилен (это достоинство особенно важно для крупных городов, где избыточное автомобильное движение приводит к частым пробкам).
Современный гоночный велосипед. Его колёса имеют тонкую стальную мембрану, создающую гораздо меньшее сопротивление, чем спицы.
Е зда на велосипеде уменьшает вредное воздействие на организм человека гиподинамии (малоподвижного образа жизни).
Не случайно велосипедисты в среднем живут на пять лет дольше автомобилистов.
Всё это способствует неуклонному росту популярности велосипеда в самых разных странах.
Лидирует по числу велосипедов Голландия: здесь на 14 млн. жителей приходится около 10 млн. велосипедов.
Первая олимпийская велогонка состоялась на Играх I Олимпиады в Афинах (1896) на дистанции 87 км. В 1912 на стокгольмской Олимпиаде дистанция составляла уже 320 км. Лидерство в велоспорте захватили спортсмены Франции и Великобритании, позднее конкуренцию им составили велосипедисты из Дании, Италии, Германии, СССР. Виктор Капитонов
В 1918 состоялся первый чемпионат Советской России по велоспорту, с тех пор в СССР стали регулярно проводиться соревнования по велоспорту. Но на международной арене советские велосипедисты впервые выступили только в 1954 на велогонке мира. Ростислав Варгашкин
Горные велосипеды мода наших дней.
ГОРНЫЙ ВЕЛОСИПЕД
ВЕЛИКОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ МОУ СОШ 73 БАДАНИНА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА