ГИА Чего ждать? Над чем работать? Горшкова Н.Н. методист МОУ ДПО «ИОЦ»
Нормативная база ГИА-9 КИМы для ГИА выпускников основной школы разрабатываются на основе следующих документов: - Обязательный минимум содержания основного общего образования по географии (Приказ Министерства образования России от ); - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от ). На основании этих документов составляются два других: - Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2014 г. государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по географии; Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 г. государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования.
В основной школе – оценка эффективности: - учебно-методического обеспечения; - предпрофильной подготовки; - работы учителя и образовательного учреждения. В старшей школе: - формирование профильных классов; - построение индивидуальной образовательной траектории; - организация элективных курсов. Использование результатов ГИА-9
Об изменениях в КИМ ГИА для выпускников 9-х кл. в 2014 г. –Принципиальных изменений нет! –Общее количество заданий не изменено – 30 – –Изменено соотношение заданий с выбором –ответа, с кратким и развернутым ответом: –17, 10 и 3 соответственно. –В экзаменационную работу 2014 г. включено –задание, которое нацелено на проверку понимания –основных географических понятий и терминов и умения использовать приобретенные знания для решения практических задач.
Распределение заданий по содержательным блокам курса географии Разделыобязательного минимума содержания основного общего образования по географииКоличествозаданийМаксимальныйпервичныйбалл Процент максимального первичного балла за задания данного раздела от максимального первичного балла за всю работу 1. Источники географическойинформации Природа Земли и человек Материки, океаны, народы и страны Природопользован ие и геоэкология География России Итого
Связь модели ГИА с КИМ ЕГЭ Значительная часть заданий экзаменационной работы в новой форме по типу аналогичны заданиям, использующимся в экзаменационной работе ЕГЭ. Значительная часть заданий экзаменационной работы в новой форме по типу аналогичны заданиям, использующимся в экзаменационной работе ЕГЭ. В отличие от ЕГЭ: больше внимания уделяется степени достижения учащимися требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений. Также важной для экзамена в новой форме является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ). В отличие от ЕГЭ: больше внимания уделяется степени достижения учащимися требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений. Также важной для экзамена в новой форме является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ).
Структура варианта экзаменационной работы в 2014 г Всего заданий – 30, из них Всего заданий – 30, из них с выбором одного верного ответа из четырех предложенных – 17; с выбором одного верного ответа из четырех предложенных – 17; с кратким ответом – 10; из них 3 задания, требующих записи ответа в виде слова или словосочетания; 7 заданий, требующих записи ответа в виде числа или последовательности цифр) с кратким ответом – 10; из них 3 задания, требующих записи ответа в виде слова или словосочетания; 7 заданий, требующих записи ответа в виде числа или последовательности цифр) задания с развернутым ответом – 3, в которых требуется записать задания с развернутым ответом – 3, в которых требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. Количественное соотношение по уровню сложности: Количественное соотношение по уровню сложности: Б – 17; П – 10; В – 3. Б – 17; П – 10; В – 3. Доля заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности составит в работе 53,1%, 34,4% и 12,5% соответственно. Доля заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности составит в работе 53,1%, 34,4% и 12,5% соответственно.
Дополнительные материалы и оборудование Учащиеся должны быть обеспечены: Учащиеся должны быть обеспечены: - линейками - Непрограммируемыми калькуляторами - географическими атласами для 7, 8 и 9 классов (любого издательства).
Система оценивания заданий с выбором ответа Задания с выбором ответа и с кратким ответом проверяются путем сравнения с эталонами. Задания с выбором ответа и с кратким ответом проверяются путем сравнения с эталонами. ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! 1 балл выставляется при условии, если обведен только один номер верного ответа. 1 балл выставляется при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
Критерии оценки заданий с кратким ответом За выполнение каждого из заданий с кратким ответом выставляется 1 балл при условии, если записаны только соответствующее эталону число, последовательность букв или цифр, слово, словосочетание.. За выполнение каждого из заданий с кратким ответом выставляется 1 балл при условии, если записаны только соответствующее эталону число, последовательность букв или цифр, слово, словосочетание..
Критерии оценки задания с развернутым ответом Задания с развернутым ответом (14, 20 и 23) проверяются экспертами в соответствии со специально разработанным перечнем критериев. Задания с развернутым ответом (14, 20 и 23) проверяются экспертами в соответствии со специально разработанным перечнем критериев. Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным количеством баллов. Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным количеством баллов. За выполнение заданий с развернутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов, За выполнение заданий с развернутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов, выполнение задания 23 оценивается 1 баллом. выполнение задания 23 оценивается 1 баллом.
Шкала перевода первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку (по 2013 г.) Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы – 32 балла. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам. Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (по 2013 г) : Отметка по пятибалльной шкале «2»«3»«4»«5» Общий балл 0 – – – – 32
Условия проведения и проверки экзамена При проведении экзамена в аудиторию не допускаются специалисты по географии При проведении экзамена в аудиторию не допускаются специалисты по географии Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутым ответом) осуществляют эксперты, прошедшие специальную подготовку. Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутым ответом) осуществляют эксперты, прошедшие специальную подготовку.
Планируем работу по подготовке к ГИА Проинформировать учащихся, планирующих сдавать ГИА/ЕГЭ по географии, а также их родителей: 1. Проинформировать учащихся, планирующих сдавать ГИА/ЕГЭ по географии, а также их родителей: - о требованиях к уровню подготовки по предмету; - о требованиях к уровню подготовки по предмету; - об обязательности проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов в новой форме (согласно вступившему в силу с 01 сентября 2013 г. Закона РФ «Об образовании»); - об обязательности проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов в новой форме (согласно вступившему в силу с 01 сентября 2013 г. Закона РФ «Об образовании»); - о структуре и содержании КИМов, планируемых в них изменениях и их влиянии на уровень сложности экзаменационной работы (на его повышение(!)); - о структуре и содержании КИМов, планируемых в них изменениях и их влиянии на уровень сложности экзаменационной работы (на его повышение(!)); - об особенностях задания с развернутым ответом, его проверки и оценивания. - об особенностях задания с развернутым ответом, его проверки и оценивания. 2. Рекомендовать учащимся, планирующим сдавать ГИА по географии, принять участие в «пробном» тестировании по географии. 2. Рекомендовать учащимся, планирующим сдавать ГИА по географии, принять участие в «пробном» тестировании по географии. 3. Ставить перед администрацией ОУ вопрос о выделении дополнительного учебного времени для подготовки выпускников как 9-х классов к государственной итоговой аттестации (в форме элективного курса, факультатива, кружка) 3. Ставить перед администрацией ОУ вопрос о выделении дополнительного учебного времени для подготовки выпускников как 9-х классов к государственной итоговой аттестации (в форме элективного курса, факультатива, кружка) 4. Использовать в работе с учащимися потенциал консультационного сопровождения. 4. Использовать в работе с учащимися потенциал консультационного сопровождения.
Методическая помощь по подготовке к ГИА-9 в учебном году Материалы, размещенные на официальном сайте ФИПИ ( - кодификатор элементов содержания, спецификация КИМ, демонстрационный вариант КИМ; - учебно-методические материалы для председателей и членов предметных региональных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом (часть 3) экзаменационных работ выпускников основной школы; Учебные издания, разработанные специалистами ФИПИ специально для оказания методической помощи учителям и учащимся в осуществлении эффективной подготовки к ГИА-2014 по географии; Учебные пособия, имеющие гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».
Internet-ресурсы Internet-ресурсы: Internet-ресурсы: – официальный сайт Минобрнауки Российской Федерации. – официальный сайт Минобрнауки Российской Федерации. – официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. – официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. – официальный сайт Федерального совета по учебникам. – официальный сайт Федерального совета по учебникам. – официальный информационный портал единого государственного экзамена. – официальный информационный портал единого государственного экзамена. – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)