Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 2014 г.
Раздел 4. Пропаганда и популяризация энергосбережения Тема 4.1. Государственные инициативы в области популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности 2 © СПбГЭУ, 2014
Цели и задачи популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Обязанности органов исполнительной власти по популяризации энергосбережения Целевые группы сопровождения и участия в энергосбережении и повышении энергетической эффективности Инструменты популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Анализ национального и международного опыта в области популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Разработка плана популяризации энергосбережения на уровне региона 3 © СПбГЭУ, 2014
Цель пропаганды и популяризации Формирование и стимулирование позитивного общественного мнения о большой социальной значимости и экономической целесообразности процесса энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также обеспечение всех заинтересованных лиц информацией о возможных путях участия в этом процессе. 4 © СПбГЭУ, 2014
Задачи пропаганды и популяризации Информирование всех заинтересованных лиц о программах в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, об изменениях и дополнениях в действующем законодательстве в этой области, а также о лучшем практическом опыте в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Обеспечение информационной и методической поддержки населения, бюджетных и коммерческих организаций по вопросам выполнения мероприятий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (организация энергетических обследований, оснащения приборами учета, энергосервисной деятельности, обучения ответственных лиц и прочих мероприятий. 5 © СПбГЭУ, 2014
Задачи пропаганды и популяризации Информационное обеспечение энергопотребителей и руководителей, ответственных за принятие инвестиционных решений, о возможностях и выгодах экономии энергии, наличии и стоимости различных типов энергосберегающего оборудования, приборов и услуг по энергосбережению. Организация консультирования потребителей энергии о путях и инструментах максимально эффективного сбережения энергоресурсов. 6 © СПбГЭУ, 2014
Цели и задачи популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Обязанности органов исполнительной власти по популяризации энергосбережения Целевые группы сопровождения и участия в энергосбережении и повышении энергетической эффективности Инструменты популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Анализ национального и международного опыта в области популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Разработка плана популяризации энергосбережения на уровне региона 7 © СПбГЭУ, 2014
Обязанности органов исполнительной власти Определены федеральным законом 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Глава 6 «Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности». 8 © СПбГЭУ, 2014
Обязанности органов исполнительной власти 1.Опубликование органами государственной власти, органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 2.Организация органами государственной власти, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 9 © СПбГЭУ, 2014
Обязанности органов исполнительной власти 3.Информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых установлены требования к их обороту на территории РФ, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов. 4.Организации выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность. 10 © СПбГЭУ, 2014
Цели и задачи популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Обязанности органов исполнительной власти по популяризации энергосбережения Целевые группы сопровождения и участия в энергосбережении и повышении энергетической эффективности Инструменты популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Анализ национального и международного опыта в области популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Разработка плана популяризации энергосбережения на уровне региона 11 © СПбГЭУ, 2014
Целевые группы В решение задач энергоэффективности должны быть вовлечены: представители органов законодательной и исполнительной власти; представители энергетических компаний; производители энергетического и энергопотребляющего оборудования; управляющие компании жилищной сферы; руководители и сотрудники организаций различных форм собственности и различных сфер деятельности. 12 © СПбГЭУ, 2014
Целевые группы В рамках муниципальных образований адаптированная информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности должна быть адресована: работникам ресурсоснабжающих и сетевых организаций; крупным промышленным потребителям; населению; бюджетным организациям; управляющим компаниям; другим потребителям. 13 © СПбГЭУ, 2014
Цели и задачи популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Обязанности органов исполнительной власти по популяризации энергосбережения Целевые группы сопровождения и участия в энергосбережении и повышении энергетической эффективности Инструменты популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Анализ национального и международного опыта в области популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Разработка плана популяризации энергосбережения на уровне региона 14 © СПбГЭУ, 2014
Инструменты популяризации и пропаганды Создание тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области. 15 © СПбГЭУ, 2014
Инструменты популяризации и пропаганды Размещение статей в газетах и других печатных, в том числе специальных, изданиях о передовых технологиях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области. 16 © СПбГЭУ, 2014
Инструменты популяризации и пропаганды Распространение информации в сети Интернет о разрабатываемых и реализуемых региональных и муниципальных программах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о действующем законодательстве в данной сфере, о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности и т.п. 17 © СПбГЭУ, 2014
Организация выставок, семинаров, конференций различного уровня по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Инструменты популяризации и пропаганды 18 © СПбГЭУ, 2014
Организация обучения и повышения квалификации руководителей и работников предприятий и организаций различных форм собственности и различных сфер деятельности по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Инструменты популяризации и пропаганды 19 © СПбГЭУ, 2014
Включение специальных курсов в процесс обучения школьников и студентов по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Инструменты популяризации и пропаганды 20 © СПбГЭУ, 2014
Цели и задачи популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Обязанности органов исполнительной власти по популяризации энергосбережения Целевые группы сопровождения и участия в энергосбережении и повышении энергетической эффективности Инструменты популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Анализ национального и международного опыта в области популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Разработка плана популяризации энергосбережения на уровне региона 21 © СПбГЭУ, 2014
Международный опыт В Болгарии реализуются образовательные проекты в начальной и средней школе, а также проводятся кампании в средствах массовой информации, направленные на изменение поведения различных групп потребителей энергии (так называемые BEHAVE проекты). Республика Хорватия имеет широкий спектр программ по повышению осведомленности об энергоэффективности в различных областях, таких как когенерация, централизованное теплоснабжение зданий и т.д. В Молдавии Альянсом по энергосбережению организована кампания по повышению осведомленности, включающая круглые столы, дискуссии, буклеты, тренинги, ознакомительные поездки по объектам. 22 © СПбГЭУ, 2014
Российский опыт Сайт Государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Разделы: «Для населения». «Бюджетные организации». «Детям» и другие. 23 © СПбГЭУ, 2014
Цели и задачи популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Обязанности органов исполнительной власти по популяризации энергосбережения Целевые группы сопровождения и участия в энергосбережении и повышении энергетической эффективности Инструменты популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Анализ национального и международного опыта в области популяризации и пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности Разработка плана популяризации энергосбережения на уровне региона 24 © СПбГЭУ, 2014
Разделы по популяризации и пропаганде энергосбережения и повышения энергоэффективности входят составной частью в соответствующие муниципальные и региональные программы Основными направлениями деятельности в таких разделах являются: 1. Создание системы отчетности, анализа и мониторинга. 2. Проведение обучения специалистов органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций. 3. Содействие формированию бережливой модели поведения населения. 4. Пропаганда в СМИ. 25 © СПбГЭУ, 2014