Урок русского языка в 9 классе Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению Урок русского языка в 9 классе Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению
Цель урока: 1) дать общее представление о группах сложноподчинённых предложений по их значению; 2) развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно- учебные умения через применение компьютерных технологий; 3) воспитывать стремление к рефлексии, к самоконтролю.
Орфоэпическая и орфографическая разминка Аф_ра, алф_вит, б_ловать, д_суг, д_говор, з_долго, груш_вый, зан_та, зан_т, зв_нишь, зв_нят, из_гнутый, к_талог, кв_ртал, к_лометр, кр_сивее, маст_рски, м_льком, д_нельзя
повторим изученное ранее… СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЕССОЮЗНЫЕСОЮЗНЫЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ С ? союзами ССП С ? союзами и ? словами СПП 3 ВИДА
Ответьте на вопросы: 1. Какие предложения называются сложноподчинёнными? 2. Как называется зависимая, подчинённая часть СПП? 3. Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному? 4. Как присоединяется придаточное предложение к главному? 5. В чём отличие союзных слов от союзов? 6. Как на схеме изображаются главное и придаточное предложения?
А теперь перейдём к теме нашего урока
Определим основные группы СПП Простые предложения (определите второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы) Сложноподчинённые предложения Сердце предчувствовало (…?) недоброе. (……….) Сердце предчувствовало (…?), что случится что-то недоброе. (…?) Мой дом находится в новом районе. (………..) Дом (…..?), в котором я живу, находится в новом районе. Мы добрались до цели нашего путешествия (…..?) вечером. (…………..) Мы добрались до цели нашего путешествия (…..?), когда наступил вечер.
Сделаем выводы: придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения; придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения; основные группы СПП носят названия, сходные с названиями второстепенных членов основные группы СПП носят названия, сходные с названиями второстепенных членов изъяснительные определительные обстоятельственные
СПП с придаточными изъяснительными Продолжите фразы, пользуясь п.11 учебника Придаточные изъяснительные отвечают на … Придаточные изъяснительные отвечают на … Относятся к … Относятся к … Прикрепляются к изъясняемому слову… Прикрепляются к изъясняемому слову… В главном предложении при изъясняемых словах может быть… В главном предложении при изъясняемых словах может быть…
СПП с придаточными определительными Продолжите фразы, пользуясь п.10 учебника Придаточные определительные отвечают на … Придаточные определительные отвечают на … Прикрепляются к определяемым словам… Прикрепляются к определяемым словам… Придаточные определительные, относящиеся к существительному, … Придаточные определительные, относящиеся к существительному, … Придаточные определительные, относящиеся к местоимениям, называются…, в предложении могут находиться и … Придаточные определительные, относящиеся к местоимениям, называются…, в предложении могут находиться и …
СПП с придаточными обстоятельственными Продолжите фразы, пользуясь п.12 учебника Большинство обстоятельственных придаточных отвечают… и соответственно… Большинство обстоятельственных придаточных отвечают… и соответственно… Большинство обстоятельственных придаточных присоединяется … ко… Большинство обстоятельственных придаточных присоединяется … ко… Немногие придаточные: … - присоединяются… Немногие придаточные: … - присоединяются…
Отдохнём!
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения 1) найти грамматические основы, 2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения, 3) поставить вопрос от главного к придаточному, 4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, 5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
Выполните задания с взаимопроверкой 1. Укажите номер СПП с придаточным изъяснительным. Предложение выпишите в тетрадь, обозначьте его основы, начертите схему. 1. Нам нужно всё, что обогащает внутренний мир человека… 2. Когда труд удовольствие, жизнь хороша. 3. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим
Выполните задания с взаимопроверкой 2. Укажите номер СПП с придаточным определительным. Предложение выпишите в тетрадь, обозначьте его основы, начертите схему. 1. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других. 2. Только лентяй или ни на что не способный человек может говорить, что он не нашел занятия. 3. Есть ли вокруг тебя хотя бы одна вещь, к которой не прикасались золотые руки рабочего человека.
Выполните задания с взаимопроверкой 3. Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным. Предложение выпишите в тетрадь, обозначьте его основы, начертите схему. 1. И нет ничего проще, как заблудиться в себе. 2. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. 3. Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.
Осложнённое списывание Долго стою на опушк.. рядом с елью. Трогаю её бл..стящие ветки которые (с)легка влажные от ночного тумана. См..трю как пр..сыпает(?)ся небо. Солнце л..ниво ощупыва..т макушки берёз светит(?)ся в суч(?)ях листве..иц что высоко стоят над лесом. П..утина с..р..брит(?)ся узорным п..тном. (Не)ж..лая разрушать волшебное тв..рение обхожу его стороной но всё(таки) волшебные п..утинки садятся на лицо пр..липают к одежде. *С опушки видно как сухо тепло в берёзовой роще словно г..рит она сп..койным ж..лтым плам..нем и жаль что скоро под студё..ыми ветрами сникнут потухнут к..стры берёз угасн..т игра тёплых тонов. Спишите текст. Определите его стиль и тип. Графически объясните орфограммы и пунктограммы. Определите вид сложных предложений, а в СПП – вид придаточных
Подведём итоги
Запишите домашнее задание П. 10 – 12 (теоретический материал); упражнение 100: 1) сформулируйте основную мысль отрывка; 2) определите стиль и тип речи; 3) спишите текст, указав СПП, определив вид придаточных; *4) выполните дополнительные задания под цифрами.
Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) Оцени свою работу на уроке 1. Я усвоил (а) тему урока. 2. Я умею определять, к какой группе по значению относится СПП. 3. Я сумею определить вид придаточного предложения. 4. Я смогу, задав вопрос, различить виды обстоятельственных придаточных. Свою работу я оценю в баллах: Да – 5 баллов Частично – 3 балла Нет – 0 баллов
Спасибо за урок! Спасибо за урок! До скорой встречи! До скорой встречи! Урок закончен, спасибо за внимание!
Мультимедийный урок разработан учителем русского языка и литературы МОУ – СОШ 5 ст. Старовеличковской Калининского района Одинец Е.Г.