Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками БДОУ СМР «Детский сад 24»
Портрет выпускника детского сада Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками; Любознательный, активный; Эмоционально-отзывчивый; Овладевший средствами общения способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, способный соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила; Способный решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы ), адекватные возрасту; Имеющий первичные представления об окружающем мире и социуме; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Как прийти к новому образовательному результату? Традиционный взгляд: Основная задача ДОУ – подготовить ребенка к обучению в школе, дать хорошие прочные знания, развить УМЕНИЯ И НАВЫКИ ФГТ Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности ребенка на основе освоения способов деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Алексей Николаевич Леонтьев Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели (словарь-справочник воспитателя)
Виды образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность ( режимные моменты) Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями
Виды деятельности дошкольника (ФГТ)
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка через разные виды деятельности Чему учить?обновлениесодержания Ради чего учить?ценностиобразования Как учить? обновление средств обучения Вектор смещения акцентов в ФГТ
В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи: Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
МетодыФормы Приемы обучения Стратегия обучения Деятельностный подход ЗнанияУменияНавыки Опыт деятельност и
ПроблемаЦельМотивация Подбор методов решения проблемы ДействияРезультат Контроль выполнения Рефлексия (самоанализ) Создание проблемной ситуации Целевая установка Мотивирование к деятельности (надо-хочу-могу) Проектирование решения проблемной ситуации Выполнение действий (заданий) Анализ результата деятельности Подведение итогов Структура занятия Структура познавательной деятельности
Структура технологии «Ситуация» 1.Введение в игровую ситуацию На этом этапе детям предлагается ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре («детская» цель).
2.Актуализация. На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируется опыт, необходимый для следующего шага.
3. Затруднения в ситуации. Ключевой этап, в котором ребенок должен определить верный путь преодоления затруднений. Завершение этапа связано с фиксированием в речи затруднения в предметной деятельности и его причины (Смогли? Почему не смогли?)
4. «Открытие» детьми нового способа действий. На этом этапе воспитатель, используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог) организует построение того знания, которое фиксируется детьми в речи и знаках.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Для грамотной мотивации детей к учебной деятельности в школе они должны поиграть «в школу»
6. Осмысление произошедшего: где были? Чем занимались? Почему вам это удалось? (раскрывается ситуация успеха детей)
«Золотые правила» деятельностного подхода Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Веди ребенка от собственного опыта к общественному; Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируй активность ребенка.