"Кто постоянно говорит о своих достоинствах, тот смешон, но кто не осознает и не использует их – просто глуп". Ф. Честерфилд
Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и разделяемой ответственности. Необходимость социального партнерства в образовании предусмотрена современными теоретическими взглядами на образование. Термин "социальное партнерство в образовании" - как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад.
Опыт партнерства России ведет отсчет с 1861 года, когда впервые после отмены крепостного права появилась необходимость в создании институтов самоорганизации местной жизни, местного самоуправления. Одной из самых приоритетных задач, которые решали с самого начала местные земства, было народное образование. Историческая справка
1. Термин "партнерство" понимается очень широко, но наиболее распространенным является понимание партнерства как объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели, в том числе и в образовании. 2. Резкое преобладание публикаций по проблемам социального партнерства в образовании в зарубежных источниках по сравнению с российскими публикациями. 3. Современный подход - развитие образования - это забота не только государственная. Нормой благополучно живущих стран уже давно стало консолидированное участие общества в деле развития образования. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
4. Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих - государства. 5. Опора в социальном партнерстве на взаимовыгодное сотрудничество, т. е. партнерство между образованием, отдельными общественными, благотворительными организациями, конкретными людьми, государственными структурами.
привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы; помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления независимо от его типа и вида; помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности выживания на рынке образовательных услуг. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех социальных партнеров; способно эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием степени ответственности каждого партнера; позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества; добиваться того, чтобы партнеры, оставаясь непохожими на других, признавали различия отдельных людей и организаций. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
а) наличие общественной потребности включаться в реализацию целей, стоящих перед образованием; б) готовность к такому сотрудничеству самого образовательного учреждения; в) потребность образовательного учреждения в реальном социальном партнерстве ; г) проявление инициативы со стороны образовательного учреждения ; д) поддержка этой инициативы со стороны негосударственного сектора, общественных структур и т.д. Эффективное социальное партнерство в сфере образования предполагает:
Социальное партнерство в образовании создает на местном уровне реальные структуры российского гражданского общества и становится гарантом их стабильного развития.
Принципы и механизмы развития социального партнерства в российском образовании: открытость и готовность к сотрудничеству с максимально широким кругом партнеров; основной акцент на инновационное развитие, а не на «консервации» уже достигнутых результатов; активное общение и обмен продуктивными идеями; опора на гуманистическую философия образования: «Развитие образования – основа развития сообщества»; возможность для граждан, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем образования; представление родителям возможности принимать участие в процессе обучения и школьной жизни их детей; сотрудничество с добровольцами, направленное на увеличение количества и качества образовательных услуг.
Первый этап – ЗНАКОМСТВО. На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнерства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, а школа – на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен: у родителей будет много претензий и к содержанию обучения, и к формам воспитательной работы с детьми.
Второй этап –СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к разработке конкретных программ совместной работы. Важно понятие общего вклада – т.е. разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Желание родителей сделать вклад и формирование доверия происходит при наличии трех факторов: соблюдение этических норм и договоренностей; поддержка (тех, у кого необходимо вызвать доверие); продуктивность.
Третий этап – ПАРТНЕРСТВО. Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность. Пока участники сами не дозрели до необходимости формализовать свою деятельность, создавать эти структуры совершенно бесполезно. Принудительное создание попечительских советов и других формальных объединений противоречит идее социального партнерства в принципе.
Партнерские отношения в сфере образования, отличаются от тех, что применяются в промышленности. Специфичность моделей социального партнерства в сфере образования объясняется тем, что потребность в знаниях и спрос на образовательные услуги определяется изменениями уровня и структуры занятости населения. Можно констатировать, что в настоящее время сложились все необходимые предпосылки для создания партнерских отношений субъектов рынка образовательных услуг.
"Один из основных признаков профессиональной непригодности – отсутствие навыков и опыта социального партнерства". Из новых Законов Мерфи Вместо заключения диагноз П. Рутта: