Стратегия в России Апрель 2014
План доклада: Основы стратегического мышления Особенности преподавания стратегии в России Стратегия для учебных заведений
О себе: Опыт работы в бизнесе – 20 лет Из них на позиции генерального директора - 9 Степень MBA «Стратегический менеджмент» Возглавляю предприятие – 7,5 млрд, 650 человек Вхожу в состав СД одного частного (Тюмень) и одного государственного (Москва) предприятий
О себе: С 2010 года – Sapiens Consulting. Управленческий консалтинг и обучение Автор двух книг: «Мыслить стратегически. Как разработать стратегию и сделать ее частью повседневной жизни компании» год «7 негативных трендов внешней среды для российского бизнеса в гг.» год
О себе: Книги доступны на
Тема 1: Основы стратегического мышления
Стратегические провалы
1985 г.
Стратегические успехи
В чем разница? в стратегии
Стратегия – это не схема, не план-график, не BSC и не KPI. И даже не миссия и видение.
Стратегия – это ценность Стратегия – план по выработке и достижению долгосрочных рыночных конкурентных преимуществ Преимущества достигаются путем создания ценности для потребителя, недоступной самому потребителю или конкурентам
Стратегия – это ценность Что нужно потребителю в бизнес-образовании?
Стратегия – это ценность Потребитель платит бизнесу за ценности, которые не может (или не хочет) получить сам или приобрести другим путем Стратегия – это план по созданию уникальной ценности
Составные части стратегии: Миссия Видение Ценности компании Стратегические цели План по достижению стратегических целей Бюджет
Составные части стратегии: Миссия – ответ на вопрос «Кто мы? Какие ценности мы создаем для наших потребителей? Как мы это делаем?». Синоним миссии – бизнес-модель. Видение – ответ на вопрос «Какими мы хотим быть? Какие ценности мы будем создавать для потребителя?» Ценности компании – ответ на вопрос «Каких ценностей внутри компании нам нужно придерживаться, чтобы создавать ценности для потребителя?»
Составные части стратегии: Стратегические цели – ответ на вопрос «Каких целей мы можем и должны добиться, создавая ценности для потребителя?» План по достижению стратегических целей – ответ на вопрос «Что именно и когда мы должны сделать, чтобы создать ценности для потребителя и добиться стратегических целей» Бюджет – финансовое «зеркало» стратегии
Стратегия – это несколько правильно заданных вопросов
Ключевые слова стратегии: План Долгосрочный Конкурентные преимущества Ценности
Стратегия – то, что мы делаем в жизни: План личной карьеры План обучения детей Долгосрочные семейные планы
Составные части стратегии (подробно): Миссия Видение Ценности компании Стратегические цели План по достижению стратегических целей Стратегический бюджет
Миссия: Миссия организации отвечает на вопрос: «Для чего существует организация? Каков смысл ее существования? Какие ценности она несет потребителю? Как именно она этого добивается?» Типичные ошибки: -Бизнес существует ради прибыли -Миссия – это цель
Миссия: Миссия Wallmart: «Мы помогаем нашим покупателям сэкономить деньги, чтобы сделать их жизнь лучше» Миссия Target: «Быть предпочтительным местом для совершения покупок благодаря инновационным решениям, исключительным предложениям, превосходя все ожидания покупателя» Миссия The Home Depot: «Предоставить каждому покупателю высокий уровень сервиса, широкий ассортимент и конкурентные цены»
Видение: Ответы на вопросы: -Куда мы хотим прийти? -Как мы туда хотим прийти? -Какими мы должны стать в будущем? -Какие ценности для клиентов мы должны создать, чтобы туда придти? С учетом перспектив развития рынка (то есть маркетинга), а также сильных и слабых сторон организации
Ценности компании: Ответы на вопросы: -Каких ценностей мы придерживаемся в отношении своих клиентов? -Сотрудников? -Качества, цен и издержек? -Других важных аспектов работы?
Стратегические цели – видение, выраженное в цифрах: Ответы на вопросы: -Каких целей мы хотим достичь? -Какие мероприятия нам необходимо осуществить, чтобы их достичь? -Какие ресурсы нам для этого потребуются?
План по достижению стратегических целей: Ответы на вопросы: -Кто, что, когда и в какие сроки должен сделать, чтобы привести компанию к стратегическим целям?
Стратегический бюджет: Финансовое «зеркало» стратегии: -Сколько и когда нужно потратить средств? -Какую выручку и прибыль принесут инвестиции и когда?
Последовательность действий: Оценка ситуации в компании Миссия и ценности Прогноз рынка и внеш. среды Прогноз клиентских ценностей SWOT Видение Оценка рынка и внеш. среды Цели и план Бюджет
Конец первой части