Урок русского языка в 9 классе Тема: «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ» Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с.Родничок Емельянова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МАОУ Быструшинская СОШ Учитель : Юрова Татьяна Ивановна.
Advertisements

МОУ Новожилкинская СОШ Учитель I квалификационной категории Кузьмина Наталья Викторовна II Всероссийский фестиваль методических разработок "КОНСПЕКТ УРОКА"
Самая чистая радость – радость общения с природой. Алексей Толстой.
1 Урок-кроссворд(русский язык 5 класс.) Обобщение и закрепление темы «Синтаксис»
Сложноподчинённое предложение. Вспомним. Какие предложения мы называем сложноподчинёнными? Назовите, где может находиться придаточное предложение по отношению.
«Своя игра» по разделу «Синтаксис». 5 класс Шарпалова Елена Вячеславовна учитель русского языка и литературы МБУ СОШ 89 г.о.Тольятти.
БСП ССП СПП Виды связи: бессоюзная, подчинительная сочинительная.
Зачетная работа учащихся 11 класса Группа «Лингвисты»
АЛГОРИТМ ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
Урок русского языка в 9 – м классе на тему :. * Задачи: 1. Формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных.
Сложносочиненные предложения Сложносочиненное предложение – это сложное предложение в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами.
Урок-зачёт как средство связи и контроля за знаниями учащихся «Союз»
Дата. Классная работа. Дата. Классная работа.. Орфографический марафон. Комментировать, перспектива, прогрессивный, колонка, гигант, прообраз, асфальт,
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Выяснить, чем сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого. 2. Какими бывают средства связи.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Запятая в БСП Бренгач Людмила Александровна Запорожская ОШ 109.
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложносочиненные предложения» с применением компьютерных технологий (программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской,
Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
Тема урока: Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Тема урока: Однородные члены, связанные сочинительными союзами,
Сложное союзное предложение. Знаки препинания в союзном сложном предложении.
Учитель: Бауло Е.М. МОУ СОШ 2 г. Унеча Брянской области.
Транксрипт:

Урок русского языка в 9 классе Тема: «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ» Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с.Родничок Емельянова Наталья Анатольевна

Цели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.

Беседа по вопросам. 1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями? 2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения? 3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях. 4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях? Приведите примеры.

Задание 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания в них, составить схемы 1) Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати. 2) Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке. 3) Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода. 4) Была в его лице особенность: резко выделенный желобок на верхней губе переходил и на нижнюю и заканчивался кривой ямкой на подбородке – получалось, что нижняя часть лица как бы перечеркнута этой отчетливой вертикалью.

Задание 2. Записать предложения и графически объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом. 1 ) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. [ [ ] ]

Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом. 2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе. ( ( ) ) когда? [ ]

Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом. 3) Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости. ( ( ) ) [ ]

Задание 3. Сопоставьте предложения, сделайте вывод. 1. Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. – Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. 2. К вечеру похолодало и мы заторопились домой. – Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой. Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.

Сопоставьте предложения, сделайте вывод 3. С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. -С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. 4. Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. -Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора. Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

Задание 4. Придумать и записать предложение по схеме: (что…), [ ] : [ ].

Задание. Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу. Составьте схемы предложений. 1. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней … 2. Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …

Объяснительный диктант. Хотя подавляющее большинство убитых в этот день людей были совершенно немощные старики, дети, женщины с младенцами на руках, эсэсовцы, все же боясь их сопротивления, организовали убийство таким образом, что на месте казни всегда было больше палачей с автоматами, чем безоружных жертв. Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза.

Домашнее задание. § 37-38, упр. 216

Ссылки на использованные изображения Изображение совы content/uploads/2013/03/jhd-211x300.jpghttp://domovouyasha.ru/wp- content/uploads/2013/03/jhd-211x300.jpg Анимашка «Задумался» 54/ _ _vopros.gif 54/ _ _vopros.gif Изображение «Домашнее задание»