Воспитатель: Т.А. Пономаренко Экологический проект «Лук – здоровью друг» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 34 г. ЕЙСКА МО ЕЙСКИЙ РАЙОН
Хоть он горький - но полезный! Защищает от болезней! Микробам разным он не друг - Потому что это - … (лук)
исследовательско – творческий Вид проекта : Продолжительность: 5 недель Участники проекта: дети группы «Светофорик» (5-6 лет), родители и воспитатели группы в ызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях; у знать о пользе лука; п олучить навык исследовательской деятельности; ф ормировать экологическую воспитанность дошкольников. Цель проекта:
Задачи проекта: формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц; развивать поисковую деятельность; фиксировать различия, учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать вывод; учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда; воспитывать бережного отношения к природе.
Актуальность: этот проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная идея: объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности, создать в группе детского сада огород на подоконнике (выращивание лука). Предполагаемый результат: д ети научатся сажать лук и ухаживать за ним; п ознакомятся с разными условиями его содержания; у знают о пользе лука; н аучатся связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать вывод.
Проект рассчитан на 5недель п одобрали художественную литературу: загадки, стихи, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи; и зготовили дневник наблюдений ( с датой посадки); п одобрали дидактический материал; р абота с родителями п редложили родителям принять участие в проекте «Лук – здоровью друг»; п редложили приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки; д омашнее задание - сочинить сказку на тему: «Зелёный лучок- золотой бочок»; и зготовили наглядно – стендовую информацию для родителей:«Лук от всех недуг»; р азбили грядки на подоконнике. I этап – подготовительный (1 неделя)
В процессе работы над проектом, дети получили новые знания об овощах, конкретно о луке. «Существует около 400 видов лука(культурные, дикие). Лук – это растение длинного дня, он хорошо переносит холод, может расти при температуре 0 градусов. Зеленый лук полезен людям (особенно зимой и весной). У него есть особые летучие вещества- фитонциды, убивающие многие виды болезнетворных микробов. Лук улучшает аппетит, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям и т.д.». Рассматривание луковиц (строение). Чтобы проверить, когда лук растет лучше, мы выращивали луковицы в разных условиях.
Посадка лука в контейнер с землёй
Посадка лука в контейнер с землёй (без света)
Проращивание лука в стакане с водой
Лук без воды и почвы
Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий; развивать у детей познавательный интерес к луку; выявить изменения, которые будут происходить с луковицами в течение 3 недель, зарисовать увиденное в календаре. провести опыты, где дети будут наблюдать за ростом лука; установить связи: растения – земля, растения – вода, растения – свет, растения – человек; результаты экспериментов фиксировать в рисунках, на фото; сформировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста; выработать навыки посадки лука в контейнер с землёй и в стакан с водой. II этап – исследовательский (3 недели)
На 4-й день после посадки, дети обнаружили изменения в состоянии луковиц (рост корней). Сравнив луковицы, результаты были занесены в дневник наблюдений. Воспитатель не делает выводов, не спешит устанавливать связи, но поддерживает рассуждения детей.
На 11-й день, так же как в предыдущем наблюдении, мы поочередно рассмотрели с детьми луковицы. Дети обнаружили изменения и зарисовали увиденное. Затем было предложено сравнить луковицы между собой, найти их различия и подумать, отчего они происходят. Лучше всех проросла луковица у которой были благоприятные условия(вода, свет, тепло, земля).
12-й день У луковицы есть тепло, влага, почва, но нет света, она проросла, но перья жёлтого цвета. Сравнивая луковицы, дети заметили,что луковица которая растёт в благоприятных условиях, имеет длинные корни и хорошую зелень. Воспитатель продолжает учить детей правильно строить суждения и делать выводы.
18-й день Дети продолжают наблюдать за изменениями растущих луковиц, учатся связывать их с факторами внешней среды; выявляют различия в росте зелени у разных луковиц, устанавливают их причины. Рост луковицы в воде (проросла на 18-й день) Рост луковицы в почве без доступа света (перья жёлтого цвета) Рост луковицы в почве (самая хорошая зелень) Рост луковицы без воды и почвы (без изменений)
20-й день Дети обнаружили следующие изменения: подросшую зелень, «похудевшую» луковицу; сделали зарисовку, обсудили причины отставания в росте некоторых экземпляров. Воспитатель предлагает детям сравнить условия, при которых растут луковицы; подводит к выводу, что только полный комплекс условий обеспечивает хороший рост зеленого лука. Для эксперимента, луковице предоставили ещё одно благоприятное условие - СВЕТ
Рост луковицы в воде (очень длинные корни, а зелень проросла незначительно) 20-й день 22-й день Луковицу выставили на свет и через 2 дня перья позеленели (недостаток света - перья жёлтые, слабые). При достаточном освещении растение крепнет, развивается быстрее.
III этап –заключительный (1 неделя) п роанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей; с формировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло); в ыработали навыки посадки лука в землю и в стакан с водой; в ыставка рисунков: «Зелёный лучок»; д /игры «Угадай на ощупь», «Найди лишний» и т.д.; д ети совместно с родителями сочинили сказку на тему: «Зелёный лучок- золотой бочок»; б ыла изготовлена наглядно – стендовая информация для родителей:«Лук от всех недуг».
Творчество детей «Зелёный лучок»
Результат проекта дети научились сажать лук и ухаживать за ним; узнали о чудодейственном влиянии лука на здоровье человека; познакомились с разными условиями содержания лука; научились сравнивать, анализировать, делать выводы; расширился кругозор и мыслительная деятельность детей; научились выполнять индивидуальные и коллективные поручения, видеть результат своего труда. Данный проект принес детям удовлетворение и радость от проделанной работы, появился интерес и желание участвовать в следующих проектах.
С луком дружат все спортсмены, Любят взрослые и дети. Даже те, кто на диете Потребляют непременно Наш зелёный овощ лук. Ведь во всех супах, борщах, Вторых блюдах, овощах, Привкус он даёт особый Ты не веришь нам? Попробуй! Будьте здоровы!!!
Спасибо за внимание !!!