Технология «диалоговый семинар (ток-шоу)» Цель: формирование у студентов практического опыта дискуссии в обсуждении и разрешении учебных проблем с разных научных позиций Новая идея: диалог студентов в форме аналитиков разных научных позиций позволит углубить понимание ими изучаемых знаний
Методологические основы диалог как личностно- ориентированное измерение человеческого общения Координирующая и направляющая роль преподавателя Ориентация диалога на гарантированное достижение результатов параллельное взаимодействие всех участников
Перспективная задача технологии: Формирование у студентов навыков публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения
Средства : Видеосюжет с интервью Образные рассуждения студентов об историко- лингвистических фактах Реквизиты античных ролей Записи с мнением экспертов Информационные киносюжеты Опорные слайды Папирусный свиток Индикаторные карточки «Золотые» монеты (15 б)
Основные компоненты: Интервью со студентами (инфоповод к дискуссии) Ролевая «инструментовка»: ведущий ток-шоу; студенты-аналитики/ критики; эксперт- философ, эксперт- лингвист и др. Две трибуны – две разные позиции (столкновени е мнений) «Тайна папирусного свитка» (школа стоиков) Просмотр и комментирование видеосюжетов «Аристотель»; «Александрийские грамматисты»; «Язык Вед»; «Иша Упаниша» Свободная дискуссия «А я считаю,..» с обращением к мнению экспертов Блиц- викторина (вопросы от эксперта) инсценировка фрагмента спора из диалога Платона «Кратил»
Существенные связи компонентов технологии: Высказывание собственных суждений и сопоставление с суждениями оппонентов «Просеивание» знаний (отбор релевантных фактов) и интерпретация их «за» или «против» своего мнения Исходная позиция и последующая корректировка мнения
Результат технологии: Глубокое осмысленное понимание сущности предмета дискуссии, оперирование профессиональн ыми понятиями Умения творчески мыслить, слышать и слушать оппонента, вести полемику, отстаивать собственные взгляды, идти на компромисс Навыки исследовательс кой работы с источниками, анализ и систематизация материала и его презентация Интерактивность преподавателя и участников дискуссии
Перспективность технологии: Направленность на гарантированное достижение поставленных целей Самостоятельность и творческая активность участников Интерактивный характер процесса обучения
Рекомендации: Моделирование дискуссии в форме ток-шоу на семинарском занятии сопряжено с определенными трудностями, обусловленными как объективными, так и субъективными факторами. Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как хорошая подготовка студентов по теме семинара, активная их позиция и речемыслительный потенциал; умелое координирование диалога со стороны преподавателя и корректность выступлений участников. Преподаватель должен стараться сочетать как взаимоисключающий спор, так и взаимодополняющий диалог студентов. Обращение к мнению авторитетных экспертов на разных этапах занятия является «индикатором» истинности выносимых решений, а также дополнительным стимулом к активизации мыслительной и речевой деятельности студентов. Данная форма технологии включает элементы «мозгового штурма» и ролевой игры, проектирования и проблемно-поискового обучения. Все мультимедийные и традиционные материалы дискуссии должны демонстрировать либо поддержку, либо опровержение той или иной позиции участников, что непременно приведет к результативному итогу. Доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики Дагестанского государственного университета П.А.Магомедова.
Материал подготовлен ЦСОТ университета. ЦСОТ университета оказывает услуги по оформлению и реализации новых идей, проектов и мастер- классов преподавателей, аспирантов, студентов. Наш адрес: г. Махачкала, ул. Дзержинского,12 Лабораторный корпус, кабинет 412. Эл. почта: