Подготовила: Михайлова Оксана Федоровна учитель русского языка и литературы МБОУ ЦО г.Саров Нижегородской обл. Урок русского языка 10 класс
УМК(учебно-методический комплект): 1. Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык классы»(Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)/Н.Г.Гольцова.- 6-е изд. – М.: «Русское слово», – 16с 2. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина Русский язык классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- 6-е издание. Рекомендовано МО и науки РФ(экспертиза РАН и РАО 2007г) М.: «Русское слово», 2009г. 3. Н.Н.Будникова, Н.И.Дмитриева, Т.Г.Холявина Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина(М.: «Русское слово») классы М.: «Вако», 2010г. 4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2012: Русский язык (авт.-сост. И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров, И.П.Васильевых и др. – М.:АСТ: Астрель, Т.Н.Назарова, Е.Н.Скрипка. Русский язык. Практикум2(в) 2011г. Рекомендовано РАО для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений. М.: «Экзамен», Подготовка к ЕГЭ. Высший уровень качества. А.Ю.Бисеров. Русский язык 2012г. Тематические тренировочные задания. М.: ЭКСМО, 2011г.
Цели и задачи Образовательный аспект ТДЦ. 1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. 2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полнота, глубина, осознанность, систематичность, гибкость. 3. Обобщить знания о способах словообразования(морфологических и неморфологических); распознавание и различение словообразования и формообразования; морфемный и словообразовательный анализ слова. 4. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма. 5. Учащиеся должны уметь полученные знания по словообразованию использовать при подготовке к ЕГЭ(ч.2,з.В1) Развивающий аспект ТДЦ. 1-ый блок: развитие речи. Обогащение и усложнение ее словарного запаса. 2-ой блок: развитие мышления. Учить учащихся мыслить, уметь анализировать, уметь выделять главное, уметь строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать. 3-ий блок: развитие сенсорной сферы. Точности различения звуков, оттенков речи. Воспитательный аспект ТДЦ. Формирование гуманитарно развитой личности, способной к самоопределению в ситуации выбора, к диалогу, а также формирование грамотного, эстетически развитого читателя, умеющего почувствовать красоту художественного слова и нравственный потенциал русской литературы. Формирование гуманитарно развитой личности, способной к самоопределению в ситуации выбора, к диалогу, а также формирование грамотного, эстетически развитого читателя, умеющего почувствовать красоту художественного слова и нравственный потенциал русской литературы.
Описание возрастных особенностей учащихся 10 класса Одна из важных характеристик личности – рост его самосознания, которое определяет уровень требований, как к самому себе, так и к окружающим. Юношескому возрасту характерен ряд противоречий: – стремление проявить волевые усилия в самовоспитании и, в тоже время, не всегда положительное отношение к приёмам самовоспитания, которые предлагают взрослые; – чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива; – стремлению к идеалу и принципиальности в больших ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном. Мышление старшеклассников (X–XII классы) представляют собой завершающую ступень зрелости, оно становится, с одной стороны, детализирующим, а с другой стороны, связывающим, способным работать планомерно и по правилам. Мышление старшеклассников (X–XII классы) представляют собой завершающую ступень зрелости, оно становится, с одной стороны, детализирующим, а с другой стороны, связывающим, способным работать планомерно и по правилам.
Ожидаемые результаты Уметь применять учебно- познавательные знания по теме «Словообразование. Способы словообразования» в практической деятельности и при подготовке к ЕГЭ (ч.2, з.В1) Уметь применять учебно- познавательные знания по теме «Словообразование. Способы словообразования» в практической деятельности и при подготовке к ЕГЭ (ч.2, з.В1)
Орфоэпическая разминка Баловать, намерение, клала, жалюзи, свекла, включит, простыня, пуловер, понял, занята.
Проверьте себя БаловАть, намЕрение, клАла, БаловАть, намЕрение, клАла, жалюзИ, свЁкла, включИт, жалюзИ, свЁкла, включИт, простынЯ, пулОвер, пОнял, простынЯ, пулОвер, пОнял, занятА. занятА.
Способы словообразования Морфологический способ Неморфологический способ
Морфологический способ Приставочный Приставочно- суффиксальный Сложение Бессуффиксный Суффиксальный
Приставочный способ - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе приставки Преопасный опасный кое-кто кто выбежать бежать
Суффиксальный способ - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе суффикса Желток желтый Глазастый глаз Зеленеть зеленый
Приставочно-суффиксальный способ -появление новых слов путём одновременного присоединения к основе приставки и суффикса сокурсник переносица вчитаться курс нос читать Проверь! Нет однокоренного слова «курсник» не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» не суффиксальный способ.
Бессуффиксный способ - появление новых слов без добавления аффиксов Заплыв заплывать Синь синий Привал привалить Проверь! Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола, а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного, а не наоборот)
Сложение образование новых слов путём соединения двух или более
Неморфологический способ Морфолого- синтаксический Лексико- семантический Лексико- синтаксический
Лексико-семантический - появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов Прапорщик(воинское звание) прапорщик (знаменосец) Прапорщик(воинское звание) прапорщик (знаменосец) Бригадир (руководитель трудового коллектива) Бригадир (руководитель трудового коллектива) бригадир (воинское звание) бригадир (воинское звание)
Морфолого-синтаксический -появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую Столовая (помещение) [ сущ.] столовая (ложка) [ прилаг.] Караул! [ междомет.] караул [ сущ.]
Лексико-синтаксический - появление новых слов в результате сращений сочетаний слов Высококачественный = высоко + качественный Тотчас = тот + час
Подготовка к ЕГЭ Вариант 1, з.В1. Укажите способ, которым образовано слово закономерность Поразительная закономерность. (В.Иванов) Вариант 2, з.В1. Укажите способ образования слова обновление. Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (В.Харченко)
Вариант 3, з.В1. Из предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (С.Соловейчик) Вариант 4, з.В1. Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. На освещённом мощными огнями теплохода. И в этом туманном мире возникли усталые созвездия… Я вышел из рубки на крыло мостика. (В.Конецкий)
Найдите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом Найдите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом 1. Направо 2. Вбежать 3. Переносить 4. Бесполезный
Найдите слово, образованное суффиксальным способом 1. Застелить 2. Нежность 3. Собеседник 4.Нефтепровод
Найдите слово, образованное приставочным способом 1. Теплоход 2. Прабабушка 3. Лесник 4. Глазастый
Найдите слово, образованное бессуффиксным способом Найдите слово, образованное бессуффиксным способом 1. Преподавательница 2. Лесостепь 3. Антивоенный 4. Рассказ
Спасиб о за вниман ие!