1 РАЗВИТИЕ ИТ-ЭКСПЛУАТАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА Заместитель начальника Управление информационных систем Федеральное казначейство РФ Ю.С.Завидов
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ В ИТ-ЭКСПЛУАТАЦИИ ФК 2 ЦАФК УФК … Внутренняя сеть ФК Системы, предоставляемые через Интернет МОУ СУЭ КАК УПРАВЛЯТЬ ИТ-СЕРВИСАМИ?
Направления развития эксплуатации Федеральных ИТ-сервисов Внедрение единой типовой модели ИТ-эксплуатации ФК, как следствие, снижение эксплуатационных затрат, обеспечение единого уровня качества Федеральных сервисов в масштабах всего Казначейства Проактивное управление ИТ за счет обеспечения полноценного централизованного контроля состояния Федеральных сервисов ФК на уровне ЦА (Централизованный мониторинг и оперативное информирование о критических сбоях Федеральных сервисов в ТОФК на уровне ЦА, проактивное управление проблемами) Централизованный контроль плановых работ и изменений, производимых на инфраструктуре Федеральных сервисов в ЦА и ТоФК (снижение количества критических и массовых сбоев, обусловленных коллизиями и некорректной реализацией) Оптимизация использования ресурсов в рамках работ по сопровождению Федеральных сервисов за счет создания единой актуальной Базы ресурсов, политик и знаний по устранению сбоев (эффективно накапливать и использовать опыт ) 3
Дорожная карта развития ИТ-эксплуатации Федерального казначейства 4
Мониторинг компонентов ИТ-инфраструктуры Мониторинг прикладного ПО Мониторинг работоспособности процедур технологических регламентов Мониторинг работоспособности бизнес-процессов Эволюция мониторинга СУЭ ФК 5
Типовое ИТ-управление и централизованный контроль 6 ЦАФК УФК … Внутренние сервисы ФК Интернет-сервисы ГИИС МОУ XML СУЭ Ситуационный центр СУЭ SM СУЭ в условиях территориальной распределенности критичных сервисов ФК
Повышение качества и стабильности ИТ-сервисов Повышение оперативности при устранении нештатных ситуаций в масштабах всего ФК. Повышение уровня исполнительской дисциплины в рамках выполнения работ по устранению критических сбоев. Снижение последствий фатальных сбоев на технологические процессы ФК. Снижение рисков возникновения нештатных ситуаций, причинами которых являются некорректные действия исполнителей в ходе реализации изменений или их недостаточная компетенция. Снижение операционных расходов на сопровождение Федеральных сервисов Снижение зависимости ФК от внешних сервисных операторов. Повышение эффективности использования квалифицированного персонала. Рост интенсивного использования ресурсов (персонала и инфраструктуры). Построение эффективной модели коммуникаций между участниками деятельности в рамках Типовой модели сопровождения. Цели создания Ситуационного Центра ФК 7
Функции Ситуационного центра Контроль и координация деятельности в рамках устранения внештатных ситуаций Контроль реализации изменений и плановых работ, связанных с предоставлением Федеральных ИТ-сервисов Выявление негативных тенденций, связанных с предоставлением Федеральных ИТ-сервисов ФК Предоставление отчетности по качеству и текущему состоянию Федеральных ИТ- сервисов ФК Контроль процессов эксплуатации с целью соблюдения требуемого качества ИТ-сервисов (SLA) 8
Основа для создания Ситуационного центра и развития СУЭ Решение Преимущества Автоматизация единых сервисных процессов в условиях территориальной распределённости ФК. Реализация единой системы мониторинга и управления как для внешних, так и для внутренних сервисов. Возможность обеспечить мониторинг и управляемость на трех уровнях (инфраструктура, пользовательские процедуры, бизнес-процессы). Создание единого представления данных для всех подразделений. Обеспечение гармоничного и непрерывного выполнения ИТ-процессов и регламентов. Единая модель данных и, как следствие, возможность передавать данные или отчетность на уровень федеральных сервисов. Готовность к мониторингу, сервисов предоставляемых из облачных сред. Успешно проведено пилотное внедрение на основе ЦА, МОУ и двух УФК.
Факторы, определяющие нагрузку на персонал СЦ ФК Ситуационный центр ФК Территориальное распределение органов ФК (обеспечение контроля состояния Федеральных сервисов в 9 часовых) Необходимость обеспечения оперативного контроля >30 Федеральных ИТ-сервисов (>10 особенно критичные)(АС ФК, СЭД, СУФД, ООС, ГМУ, УНИФО, АКСИОК.net, ВТС ФК и т.д.) Необходимость выстраивания эффективного взаимодействия с многочисленными Подрядчиками (>10), обеспечивающих эксплуатацию Федеральных ИТ-сервисов Необходимость выстраивания эффективного взаимодействия со смежными подразделениями в ФК в ЦА и ОИТ в УФК (>100) Эффективная обработка, структурирование и анализ большого объема информации в рамках эксплуатации федеральных сервисов 10
Создание единой динамической ИТ-инфраструктуры Динамическая ИТ-инфраструктура Виртуализация серверов, систем хранения. Динамическое выделение ресурсов под внутренние системы и ГИС, оператором которых является Федеральное казначейство. Создание единой системы администрирования. Внедрение централизованных тестовых сред. Виртуализация = оптимизация Опыт виртуализации серверов в ЦА Федерального казначейства показал высокую скорость как создания тестовой/промышленной среды, так и оптимизацию при пиковых нагрузках, серьезную экономию при использовании совместных ресурсов (СХД, …. связь, …, энергопотребление) 11 Модернизация инфраструктуры Повысить быстродействие ИТ-систем. Упростить и типизировать ИТ-инфраструктуру Модернизировать центры обработки данных (ЦОД) для создания гибкой, масштабируемой ИТ-инфраструктуры. Автоматизировать управление ИТ-ресурсов. Повысить эффективность использования ИТ-ресурсов. повысить уровень информационной безопасности.
Роль автоматизации в повышении ИТ-эффективности Задачи Обеспечить возможность автоматизированного управления на трех уровнях: ИТ-инфраструктуры, технологических процедур и организационном. Обеспечить возможности динамического перераспределения мощностей Возможности естественного роста в сторону облачных технологий. Преимущества Повышение эффективности за счет Создания типовых ПАК Создания типовой виртуальной инфраструктуры Повышение утилизации оборудования На каждодневной основе в резервном центре происходит резервирование территориальных подразделений. На площадке резервного ЦОД динамически создаются тестовые стенды для проведения тестирования ППО, по завершению которого все ресурсы высвобождаются для дальнейшего использования по другим задачам.
Апробация Ситуационного центра и результаты 2012 г. 656 инцидентов поступило от системы мониторинга СУЭ за 4 мес. 70% устранено проактивно до появления проблемы у пользователя 61% автоматически выявленных инцидентов устранены за 2 часа Модель функционирования Ситуационного центра прошла апробацию в 2012 году в центральном аппарате Федерального казначейства Результаты апробации: 13
Спасибо за внимание! Заместитель начальника Управление информационных систем Федеральное казначейство РФ Завидов Ю.С. 14