Здравствуйте!
Проверка знаний. 1.Как называют музыканта, играющего на пианино? 2.Как называют музыканта, играющего на трубе? 3.Музыкальное произведение, предваряющее оперу, балет. 4.Что такое темп в музыке? 5.Как называется окраска звука в музыке? 6.Как называется движение в музыке? 7.Как звучит музыка, написанная в минорном ладу? 8.Как звучит музыка, написанная в мажорном ладу? 9. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. 10. Как называют музыкантов в оркестре? 11. Музыкант, руководитель оркестра.
Проверка знаний. 1. Как называют музыканта, играющего на пианино? (Пианист) 2. Как называют музыканта, играющего на трубе? (Трубач) 3. Музыкальное произведение, предваряющее оперу, балет. (Увертюра) 4. Что такое темп в музыке? (Скорость звуков) 5. Как называется окраска звука в музыке? (Тембр) 6. Как называется движение в музыке? (Динамика) 7. Как звучит музыка, написанная в минорном ладу? (протяжно, уныло) 8. Как звучит музыка, написанная в мажорном ладу? (весело, торжественно, звонко) 9. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. (Оркестр) 10. Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты) 11. Музыкант, руководитель оркестра. (Дирижёр).
Тема урока: Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира. -Что хотите узнать?
Людвиг ван Бетховен Симфония 1 - какая музыка по характеру - какими красками нарисовал композитор эту музыку - назовите вид оркестра
Симфонический оркестр. I. Струнно-смычковые II. Духовые деревянные III. Медно-духовые. IV. Ударные
Симфонический оркестр. I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы. IV. Ударные: а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.
Смычковые струнные инструменты. Все смычковые струнные инструменты состоят из вибрирующих струн, натянутых на резонирующий деревянный корпус (дека). Для извлечения звука используется смычок из конского волоса. скрипка альтвиолончель контрабас
Деревянные духовые инструменты. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. флейта гобой кларнет фагот
Медные духовые инструменты. Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра, принцип извлечения звуков такой же, как и у деревянных духовых инструментов - "нажимай да дуй". валторнатруба тромбон туба
Ударные музыкальные инструменты. Древнейшие и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. литавры тарелки треугольник ксилофон
Виды оркестров: Симфонический Оркестр Камерный Оркестрнародныхинструментов Духовой Эстрадно-симфонический Джазовый
18 век - Батута - палка для «громкого» дирижирования. История дирижерской палочки.
Древняя Греция - Корифей - он дирижировал хором, ему подчинялись и музыканты. Ритм корифеи отбивали подошвой, окованной железом, а дирижировали руками. В средние века церковные дирижеры пользовались особым уважением. Символом их музыкальной власти был тяжелый, искусно отделанный жезл. 18 век - дирижера называли «дровосеком» (батута) В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером.
В древнегреческом театре главной фигурой был корифей - он дирижировал хором, ему подчинялись и музыканты. Ритм корифеи отбивали подошвой, окованной железом, а дирижировали руками. В средние века церковные дирижеры пользовались особым уважением. Символом их музыкальной власти был тяжелый, искусно отделанный жезл. В опере 18 века дирижера называли «дровосеком», потому что в его руках была палка длиной 1 метр 80 сантиметров. Этой палкой -по-итальянски ее называли «баттута» - во время спектакля отбивали громко ритм. Не очень-то приятно было слушать музыку в таком сопровождении, ведь руководитель оркестра колотил в пол, отбивая ритм. А в итальянской опере дирижеров было двое: один, скрипач, руководил оркестром, другой, клавесинист, - певцами. Место за клавесином было опасным, там обычно сидел автор оперы. Ему частенько приходилось испытывать на себе реакцию публики на его произведении. Если темпераментным итальянцам не нравилась музыка, в несчастного автора летели гнилые помидоры и тухлые яйца. В 19 веке состав симфонического оркестра увеличился, и стало просто невозможно одновременно играть на инструменте и дирижировать. И вот тогда первый скрипач оркестра, его называли концертмейстер, отложил свою скрипку и стал дирижером.
Игра «Дирижер» 1 ряд хлопает в ладоши 2 ряд стучит деревянными карандашами 3 ряд поочередно стучит ладонями по парте
Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.
Дирижирование ( от фр. направлять, управлять, руководить) ( от фр. направлять, управлять, руководить) – управление музыкальным коллективом в процессе разучивания и публичного исполнения музыкального произведения.
«Чтобы быть дирижером нужно…»
Павел Леонидович Коган (р г.)- дирижёр Московского государственного академического симфонического оркестра «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого- либо из них – уже изъян»
Евгений Светланов, - советский российский дирижёр, композитор и пианист.
Вероника Дударова, советский и российский дирижёр, педагог.
Валерий Гергиев советский и российский дирижёр.
«Когда играешь Баха или Моцарта, Вивальди или Гайдна, Шостаковича или Щедрина, Губайдулину или Шнитке, происходит работа души. Мне всегда хотелось, чтобы человек после концерта чувствовал себя окрыленным». Владимир Спиваков
Мстислав Леопольдович Ростропович ( гг) – виолончелист, дирижёр, общественный деятель
Умывает Красно Солнышко Руки тёплые в росе. И Россия, как Алёнушка, Предстаёт во всей красе. Ни вблизи, ни вдали Я не знаю земли Лучше той, что меня растила. Синих рек рукава, В небе синь-синева, И светла от берёз Россия. «Красно солнышко» У неё коса пшеничная, Родниковые глаза. И поляны земляничные Щедро дарят ей леса. А случись дорога длинная – Загрущу в чужом краю, Вспомню небо журавлиное, Песню русскую спою.
У неё коса пшеничная, Родниковые глаза. И поляны земляничные Щедро дарят ей леса. А случись дорога длинная – Загрущу в чужом краю, Вспомню небо журавлиное, Песню русскую спою.
Домашнее задание: исполнять с дирижированием песню «Хорошее настроение»
Спасибо за урок!