Паршина О.А. руководитель РМО учителей нач. классов. 2013г.
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому мы предлагаем рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении. При составлении данных рекомендаций мы учитывали: а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу; б) рекомендации методистов; в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов; г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»; д) положительный опыт, накопленный за последние десятилетия. Журнал «Начальная школа» 2005г. В.А. Илюхина.
1.Порядок ведения и оформления тетрадей. 2.Оформление надписей на обложке тетрадей. 5.Оформление письменных работ по математике. СодержаниеСодержание 3.Оформление письменных работ по русскому языку. 6.Ведение дневников в начальной школе. 4.Организация работы по формированию каллиграфического навыка
Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком 1 Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета 2 Все подчеркивания, начертания выполняются простым карандашом 3 Порядок оформления тетрадей
Математика Русский язык По литературному чтению по желанию 1 (для текущих работ) 2 (для текущих работ) 3 (для контрольных работ) 1 (для текущих работ 2 (для текущих работ) 3 (для контрольных работ) Для творческих работ По окружающему миру По иностранному языку По музыке по желанию
Тетради учащихся 1-го и 2-го классов подписывает учитель. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя. Не обязательно, чтобы тетради были подписаны одним почерком. Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.
Образец Тетрадь 1(2) для работ по русскому языку (математике) ученика 2 класса «А» МАОУ СО школы 3 г.Усть-Лабинск Паршина Никиты.
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета. Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя. Работу над ошибками выполнять в рабочих тетрадях. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении качества обучения. В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета.
1 После классной и домашней работы следует отступить 2 строчки (пишем на третьей). 2 При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). 3 Соблюдение красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
4 В ходе работы строчки не пропускаются. 5 Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку. 6 Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см. Справа строка дописывается до конца.
7 Использование правил переноса обязательно. 8 Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке. 9 Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись числа ведется в виде числа и начальной буквы названия месяца:12 я. По окончании этого периода дата записывается полностью: 12 января.
10 С 3 класса допускается в записи даты писать числительные прописью: Двенадцатое января. 11 Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение Классная работа. 12 Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи): I – вариант; I – в. (запись римскими цифрами).
13 Слово «упражнение» пишется полностью с 3 класса, начиная с 3 четверти. Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указывается при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. 14 Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки) Упражнение 234 ; Упр В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся. Ветер восток
16 При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую. Ветер, восток, песок. 17 При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. 18 Сокращается слово только на согласные: звонкий-зв., согласный-согл., твердый-тв., существительное-сущ., прилагательное-прил.
19 Название падежей указывается заглавной буквой ( Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.) 20 Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой, а также простым острозаточенным карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом. 21 При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
22 Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся. Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др. 23 Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма. 24 У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения: 1-2 класс- 2 строки, ежедневно. 3-4 класс- 3 строки, 2-3 раза в неделю.
Первый день четверти Первый день после праздника Понедельник Не рекомендуется проводить контрольные работы
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа) Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются клетки вправо (пишем на 4-5). Дату можно записывать традиционно посередине, а можно и на полях. В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм) 3-4
1 2 Традиционно в тетрадях отмечаются виды заданий. Слово Задача 5 пишется посередине строки, отмечается номер. Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам). В 1-4 классах нет необходимости писать слово «Решение». Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением. Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ. Например: Ответ: 10 мячей купили. При записи условия задачи в виде таблицы, нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них две-три клетки. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.
При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм: записать выражение полностью; указать цифрами над знаками порядок действий; расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку; записать окончательное значение выражения. Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе Х х 2= 638 Х =638 Х+123= Х+123=750 Х= Х= х 2= =638 Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.
Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать. Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита. А В Д С Слова длина, ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами. Задача: Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника. Образец краткой записи и решения задачи: Длина –12 см Ширина – 6 см Периметр -? см Площадь - ? см 2 (12+6) х 2=36 (см) 12 х 6=72 (см 2 ) Ответ: периметр-36 см, площадь=72 см 2 (д/з) Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи. При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования: записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в.. раз. Образец: 675, 564, на 78, в7 раз.
Дневник является официальным школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие дневников требуется с 1-го класса. Но в некоторых случаях (с учетом сформированности у школьников навыков чтения и письма) по решению педсовета и родительского собрания допускается ведение дневников с 1-2 класса. Дневники ведутся при помощи родителей и учителя. В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению:
1 2 3 Записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета. Требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа). Сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя.
4 5 6 Названия месяца следует писать с маленькой буквы, а названия предметов - с большой. Допускается сокращенная запись (Матем., Лит. чт., Физ-ра, ИЗО ); Запись домашнего задания производится в отведенной графе. Обычно оно записывается на день, следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ) образец: с.132, упр.453 с (пересказ) В графе «оценка» и «роспись» учителем выставляются оценки в соответствии с оценкой в журнале. Ученик подает дневник учителю по первому его требованию. При выставлении оценок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с оценкой: диктант (Д.), контрольная работа (к.р.) и т.д.
7 8 9 В начальной школе практикуется применение поощрительных, похвальных, назидательных и прочих записей: «Молодец!», «Умница!», «Надо постараться!»; в современных дневниках отводится специальная графа для замечаний учителя, сообщений для родителей и прочее. Классный руководитель еженедельно проверяет ведение дневников, следит за накопляемостью оценок. Многие учителя выставляют оценки за ведение дневника учащимися, что несомненно является стимулом для повышения учебной культуры; Родители регулярно просматривают дневники и ставят свою роспись. Администрация школы проводит контроль за соблюдением правил ведения дневников учащимися и системой работы классного руководителя по осуществлению связи с родителями.