Содержание деятельности старшего воспитателя. Содержание деятельности старшего воспитателя.
При определении содержания деятельности старшего воспитателя или заместителя заведующего, разработке должностной инструкции, являющейся локальным нормативным актом, можно опираться на профессиограмму должности. При определении содержания деятельности старшего воспитателя или заместителя заведующего, разработке должностной инструкции, являющейся локальным нормативным актом, можно опираться на профессиограмму должности.
Профессиограмма – Профессиограмма – это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к специалисту. Профессиограмма старшего воспитателя, была разработана кандидатом пед. наук, профессором Л.В.Поздняк.
Профессиональные функции и умения старшего воспитателя ДОУ Профессионально-организаторские умения: При планировании: прогнозировать развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на длительный срок и в течение дня; способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий; создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно-образовательной работы с детьми; повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.
При организации: При организации: осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовыми и месячными планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей, методическую помощь в составлении планов и подготовке в работе с детьми, повышение квалификации воспитателей, собственную деятельность в соответствии с планом; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившиеся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы; обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе; своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей; поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца;
При контроле: При контроле: разрабатывать схему наблюдения за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материалы, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах; наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей; фиксировать результаты наблюдений; анализировать результаты воспитательно- образовательной работы, детского творчества, планы и документации воспитателей; делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми; осуществлять диагностики профессиональной компетентности педагогов, развития детей; разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов; обсуждать результаты контроля с воспитателями, использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива;
При координации: При координации: изучать педагогическое мастерство воспитателей, социально- психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений; корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы, свою организаторскую деятельность; анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей; регулировать ход воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива; ориентироваться в сложившейся ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы;
При общении: При общении: владеть собой в критических ситуациях; предвидеть конфликты и предотвращать их; изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы; правильно воспринимать критику и учитывать ее своей деятельности; понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников; ориентироваться во взаимоотношениях людей; строить свои взаимоотношения с коллективом на основе доверия и сотрудничества; устанавливать правильные отношения с заведующими и работниками управления образованием; выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям; учитывать особенности психологического климата в коллективе.
Социальные функции старшего воспитателя: 1. Знакомит педагогический коллектив с законодательством Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлением правительства и др. Форма реализации: Выступает с докладами, оформляет выставки, раскрывающие основные положения законодательства и его организацию; Выступает с докладами, оформляет выставки, раскрывающие основные положения законодательства и его организацию; Обеспечивает методический кабинет необходимыми документами; Обеспечивает методический кабинет необходимыми документами; Организует конференции, консультации. Организует конференции, консультации.
2. Осуществляет пропаганду достижений в общественном воспитании, тенденции его развития. Форма реализации: Консультации, беседы, выставки литературы для педагогов. Консультации, беседы, выставки литературы для педагогов. Выступает с докладами перед работниками дошкольного учреждения, родителями, населением, района, города, на предприятиях; Выступает с докладами перед работниками дошкольного учреждения, родителями, населением, района, города, на предприятиях; Организует выставки для родителей и сотрудников; встречи с заслуженными работниками дошкольного воспитания, новаторами, учеными. Организует выставки для родителей и сотрудников; встречи с заслуженными работниками дошкольного воспитания, новаторами, учеными.
3. Участвует в общественной работе в дошкольном учреждении, муниципальном округе, городе и др. Форма реализации: Участвует в рейдах по подведению итогов смотров работы педагогов; обсуждение результатов работы; Участвует в рейдах по подведению итогов смотров работы педагогов; обсуждение результатов работы; Выполняет выборную общественную работу; Выполняет выборную общественную работу; Входит в состав Совета педагогов, педагогический актив дошкольных работников города, района и т.д. Входит в состав Совета педагогов, педагогический актив дошкольных работников города, района и т.д.
Деятельность старшего воспитателя по управлению педагогическим процессом: Обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и обучения детей и добивается ее реализации; Обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и обучения детей и добивается ее реализации; Направляет и контролирует работу педагогов; Направляет и контролирует работу педагогов; Оказывает методическую помощь педагогам Оказывает методическую помощь педагогам
Методическое обеспечение педагогического процесса старшим воспитателем: Повышение квалификации кадров; Повышение квалификации кадров; Работа методического кабинета; Работа методического кабинета; Опытно-экспериментальная работа; Опытно-экспериментальная работа; Пропаганда педагогических знаний среди родителей; Пропаганда педагогических знаний среди родителей; Преемственность в работе воспитателей и учителей начальной школы. Преемственность в работе воспитателей и учителей начальной школы.