Профессиональный стандарт педагога МБОУ ДПО(ПК)С «Учебно-методический центр» Чугаева А.В. г. Руза 2014г.
В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. К.Д. Ушинский
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Приказ Минтруда России от н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. является документом, определяющим требования к квалификации работника, необходимой для осуществления профессиональной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире; инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень; объективный измеритель квалификации педагога; средство отбора педагогических кадров в учреждения образования; основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА I часть. Общие сведения - наименование вида профессиональной деятельности; - основная цель вида профессиональной деятельности; - группа занятий; - отнесение к видам экономической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА II часть. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт. 1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ОО Общепедагогическая функция. Обучение Развивающая деятельность Воспитательная деятельность
СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА II часть. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт 2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Реализация программ дошкольного образования Модуль «Предметное обучение «Русский язык» Модуль «Предметное обучение, Математика» Реализация программ начального общего образования Реализация программ основного и среднего общего образования
СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА III часть. Характеристика обобщенных трудовых функций. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ОО 1.Требования к образованию. 2.Требования к опыту практической работы. 3.Особые условия допуска.
СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА III часть. Характеристика обобщенных трудовых функций. Общепедагогическая функция. Обучение. 1.Трудовые действия. 2.Необходимые умения. 3.Необходимые знания.
СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА Общепедагогическая функция. Обучение ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА Общепедагогическая функция. Обучение ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ Планирование и проведение учебных занятий Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися Формирование универсальных учебных действий
СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА Общепедагогическая функция. Обучение ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) Формирование мотивации к обучению Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА Общепедагогическая функция. Обучение Необходимые умения Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого- педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА Общепедагогическая функция. Обучение Необходимые умения Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность;
Общепедагогическая функция. Обучение Необходимые умения предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия своего региона СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА
Общепедагогическая функция. Обучение Необходимые знания Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА
Общепедагогическая функция. Обучение Необходимые знания Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА
Общепедагогическая функция. Обучение Необходимые знания Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Рабочая программа и методика обучения по данному предмету СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА
Общепедагогическая функция. Обучение Необходимые знания Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА
Общепедагогическая функция. Обучение Необходимые знания Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи Конвенция о правах ребенка Трудовое законодательство
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Владеть формами и методами воспитательной работы. 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 3. Владеть методами музейной педагогики. 4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. 5. Эффективно управлять классами с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. 6. Устанавливать четкие правила поведения в классе. 7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. 9. Уметь находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. 10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка. 11. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка. 12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. 13. Уметь создавать в учебных группах детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 14. Уметь поддерживать конструктивные усилия родителей учащихся. 15. Уметь сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач. 16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. 17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. 18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Готовность принять разных детей. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. 2. Способность выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. 3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. 4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. 5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). 6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. 8. Умение отслеживать динамику развития ребенка. 9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. 10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. 11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. 12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 13. Умение осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ. 14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся. 15. Умение составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося. 16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. 17. Умение формировать и развивать УУД, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции и т.д.
РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися. 19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития. 20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТА IV часть. Сведения об организациях- разработчиках профессионального стандарта Ответственная организация-разработчик: ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» Организация- разработчик: ГБОУ города Москвы Центр образования 109
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями работа с одаренными учащимися; работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным; работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии; работа с девиантными, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Область применения при приеме на работу в общеобразовательное учреждение ; при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования; при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Цель применения Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Внедрение стандарта Шаг первый Широкое обсуждение профессионального стандарта педагога всеми заинтересованными сторонами: педагогами, администраторами всех уровней, экспертным сообществом, профсоюзами, родителями учащихся и самими учениками. Шаг второй Запуск пилотных проектов, в которые добровольно входят территории, образовательные организации, педагогические вузы и центры переподготовки учителей, заявляющие о готовности в своей деятельности руководствоваться профессиональным стандартом педагога. Шаг третий Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога к сентябрю 2015года.