Проектный урок: сложности и проблемы. Соснова В.М., учитель истории ГБОУ СОШ 775 г. Москвы
Логика проектного урока Логика проектного урока Проблемная ситуация проблема цель продукт
Основные ошибки при проведении проектного урока: 1.Неправильно сформулирована проблема. 2.Проблемная ситуация – Проблема – Цель не связаны между собой. 3.Итог не соответствует поставленной цели. 4.Дети выполняют задание учителя.
Неправильно сформулирована проблема. 1.Что такое полезный продукт? 2.Сокращения видового разнообразия животных на примере Амурского тигра. Правильно: Как сделать так, чтобы…
Нет логической связи между проблемной ситуацией и проблемой или целью. «Почему так происходит: какие-то песни становятся не просто популярными, они переходят из поколения в поколение, люди их любят и помнят. А какие-то песни становятся хитом на несколько недель, а потом исчезают и забываются также быстро, как и появились». Как с помощью синквейна доказать, что песня будет жить долго?
Итог не соответствует поставленной цели. Итог не соответствует поставленной цели. Цель – с помощью синквейна доказать, что песня будет жить долго. 1.Родина 2.Любимая. Могучая. 1.Песня. 2.Лиричная. Вдохновляющая. 3.Помогает. Воодушевляет. Настраивает.
Дети выполняют задание учителя. Цель проектного урока – найти способ решения проблемы. Учитель может помочь сформулировать проблему и цель. Но способ решения проблемы дети должны предложить свой, в этом и есть смысл проектного урока.
Все мы с вами живем в городе, в многоэтажных домах. Нас окружают магазины, школы, детские сады. Мы пользуемся водопроводной водой, домашним телефоном, в наших квартирах тепло. Но все равно есть пожелания по улучшению расположения каких- либо объектов, с которыми мы вынуждены соседствовать. Например, близость расположения автодороги или школы. Прежде чем построить микрорайон, власти города обращаются в проектный институт с просьбой создать план будущего строительства. Сегодня мы с вами попробуем составить эскиз плана строительства микрорайона, в котором мы также будем вынуждены учитывать не только требования заказчика, но и ограничения СНиП. Какую же проблему должны будут решить сотрудники проектного института? Как с использованием знаний по геометрии составить эскиз генерального плана строительства жилого микрорайона?
Различия проблемного и проектного уроков. Проблемный урок Проектный урок Цель – узнать, как ….. Цель: – разработать меры… -изготовить открытки к празднику… -выпустить газету… Цель – найти способ решения проблемы.
Сохраним Амурского тигра Этап 1-й. Проблема: Сокращения видового разнообразия животных на примере Амурского тигра. Гипотеза: "Могут ли учащиеся Москвы что-либо сделать для спасения Амурских тигров? Цель работы: Привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сокращения видового разнообразия животных на планете на примере сокращения популяции Амурского тигра.
Задачи: а) Исследовать, что знают учащиеся об Амурском тигре, для этого разработать вопросы для социологического опроса и провести его; б) Выяснить систематическое положение Амурского тигра в современной классификации животного мира. Анализ литературных источников, поиск информации в Интернете. в) Выяснить, как содержатся тигры в неволе, в зоопарке. г) Провести среди учащихся конкурс рисунков, писем, сказок, посвященных Амурскому тигру – животному, занесенному в Красную книгу; д.) Провести среди учащихся начальной школы уроки, посвященные Амурскому тигру – животному, занесенному в Красную книгу е) Привлечь внимание к этому животному учащихся из различных регионов, стран с целью сохранения его в природе ж) По результатам опроса, на основе полученных данных, провести разъяснительную работу среди учащихся школы о том, что Амурского тигра надо защищать.
Этап 2-й - организация творческих групп для работы над проектом. 1 группа - выясняет систематическое положение Амурского тигра в современной классификации животного мира, анализирует литературные источники, осуществляет поиск информации в Интернете. 2 группа - разрабатывает вопросы для социологического опроса и проводит его; 3 группа – проводят конкурс рисунков «Портрет тигра», организуют выставку 4 группа – проводят конкурс писем, сказок «Письмо тигру» 5 группа – создает мультимедийную презентацию и представляет ее на уроке в начальной школе 6 группа – координирование сотрудничества с учащимися школы 1 города Канаш Чувашской Республики и SPORTGYMNASIUM города SCHWERIN (Шверин) Германии.
Сохраним Амурского тигра Этап 1-й. Проблемная ситуация (озвучивается педагогом или дети читают какие-то статистические данные и т.п.) Проблема: Сокращения видового разнообразия животных на примере Амурского тигра. Гипотеза: "Могут ли учащиеся Москвы что-либо сделать для спасения Амурских тигров? Цель работы: привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сокращения видового разнообразия животных на планете на примере сокращения популяции Амурского тигра. Как привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сокращения видового разнообразия животных на планете на примере сокращения популяции Амурского тигра. найти способ, как… ; придумать, как…
Задачи: а) Исследовать, что знают учащиеся об Амурском тигре, для этого разработать вопросы для социологического опроса и провести его; б) Выяснить систематическое положение Амурского тигра в современной классификации животного мира. Анализ литературных источников, поиск информации в Интернете. в) Выяснить, как содержатся тигры в неволе, в зоопарке. г) Провести среди учащихся конкурс рисунков, писем, сказок, посвященных Амурскому тигру – животному, занесенному в Красную книгу; д.) Провести среди учащихся начальной школы уроки, посвященные Амурскому тигру – животному, занесенному в Красную книгу е) Привлечь внимание к этому животному учащихся из различных регионов, стран с целью сохранения его в природе ж) По результатам опроса, на основе полученных данных, провести разъяснительную работу среди учащихся школы о том, что Амурского тигра надо защищать. Прогнозируемые предложения детей (в группах):
Этап 2-й – организация творческих групп для работы над проектом. 1 группа - выясняет систематическое положение Амурского тигра в современной классификации животного мира, анализирует литературные источники, осуществляет поиск информации в Интернете. 2 группа - разрабатывает вопросы для социологического опроса и проводит его; 3 группа – проводят конкурс рисунков «Портрет тигра», организуют выставку 4 группа – проводят конкурс писем, сказок «Письмо тигру» 5 группа – создает мультимедийную презентацию и представляет ее на уроке в начальной школе 6 группа – координирование сотрудничества с учащимися школы 1 города Канаш Чувашской Республики и SPORTGYMNASIUM города SCHWERIN (Шверин) Германии. работа групп над реализацией своих проектов
Гипотеза: Могут ли учащиеся Москвы что-либо сделать для спасения Амурских тигров? Учащиеся Москвы не могут ничего сделать для спасения амурских тигров. Вывод: В ходе работы над проектом наша гипотеза не подтвердилась. Так как нам удалось привлечь внимание определённой группы людей к проблеме вымирания амурского тигра и тем самым мы внесли свою лепту в дело спасения этого замечательного животного.
Обобщение «Эпоха Петра Первого» Обобщение «Эпоха Петра Первого» Проблема – как выпустить газету, отразив события петровской эпохи. Цель – выпустить газету, отразив события петровской эпохи.