ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.Приведите примеры реализации в музыкальном воспитании общепедагогических методов, дифференцируемых: по источнику знаний; характеру познавательной деятельности. 2.Раскройте специфику реализации общепедагогических методов, применяемых в музыкальном воспитании, на примере словесного, наглядного, практического. 3.О каком из методов Д.Б.Кабалевский говорил, что он помогает учителю связывать постройку каждого нового этажа музыкальной культуры с укреплением «ранее построенных этажей»? 3.Выявите суть методов сопереживания; музыкального обобщения; эмоциональной драматургии.
Метод (metodos, греч. путь к чему-либо) музыкального воспитания определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального воспитания школьников.
Две группы методов: общепедагогические методы; методы, определяемые спецификой музыкального искусства
Общепедагогические методы разделяют: по источнику знаний практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод
По характеру познавательной деятельности объяснительно- иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; исследовательский; игровой.
По дидактическим целям методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
Среди общепедагогических методов особенно актуальными видятся сегодня в свете основных направлений метод проблемной ситуации и метод проектов.
Метод проблемной ситуации предполагает вопросительную форму построения речи. Чтобы интерес детей от вопроса к вопросу не угасал, Кабалевский предлагал постепенно усложнять их, чередуя более сложные с более простыми вопросами, вопросы требующие ответа «вслух» и мысленные ответы- размышления. Дми́трий Бори́сович Кабале́вский ( )
Метод проектной деятельности, заключается не только в обобщении фактических знаний учащихся, но и их применении, а также приобретении новых знаний путем самообразования. Защиты проектов проходят публично в индивидуально или коллективной форме
К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные музыканты и педагоги относили и относят: метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей), метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации (Б.В.Асафьев); метод сопереживания (Н. А. Ветлугина); метод музыкального обобщения, метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному, метод размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский), метод эмоциональной драматургии (Э. Б. Абдуллин); метод моделирования художественно-творческого процесса; содержательного анализа произведений
Метод эмоциональной драматургии способствует развитию эмоционального отношения учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса детей к музыкальному искусству. Метод эмоциональной драматургииблизок методу эмоционального воздействия.
метод сопереживания. Метод эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. При этом не следует забывать, что, пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика, должна быть направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений.
Выявите методические приемы организации музыкально- слушательского вида деятельности учащихся. «Характерные черты жанров нужно осваивать с детьми в процессе музицирования. В польке М.И. Глинки исполнять равномерными хлопками пульс, а акценты в начале или в конце фраз отмечать ударами в бубен или ударами деревянных ложек».
Проведение студентами творческих заданий по различным видам музыкального творчества по ОВР для начальной школы
«Цветик-семицветик». Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Игровой материал: Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились на занятиях. Например: 1. «Кавалерийская» Д.Б. Кабалевский. 2. «Клоуны» Д.Б. Кабалевский. 3. «Болезнь куклы» П.И. Чайковский. 4. «Шествие гномов» Э. Григ. 5. «Дед Мороз» Р. Шуман и т.д. Ход игры: Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.