Учитель информатики и ИКТ Зайцева Л.И.
Круг компетентностей, которым следует учить сегодняшних школьников, не определен окончательно, как и само понятие компетентность. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности. В информатике на сегодняшний день выработано только определение ИКТ-компетентности. Понятие информатической компетентности пока не сформировано;
Под ИКТ-компетентностью понимается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Анализ стандарта по информатике приводит к следующему выводу: данный документ по- прежнему ориентирует процесс обучения на знаньевоцентрический подход, т.е. получение знаний ради знаний. Имея данный стандарт образования по информатике, переход к компетентностному обучению начинать следует с изменения методик обучения. А изменение методик обучения, в свою очередь, начинается с пересмотра (переосмысления) целей обучения информатике.
В стандарте образования в качестве целей изучения информатики и информационных технологий для средней школы указано: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Хотелось бы, чтобы в целях изучения информатики были явно указаны познавательные деятельности, которые необходимы для формирования информатической компетентности. А указать явно мы их не можем, так как понятия информатической компетентности пока нет.
Классификация А.В. Хуторского типы компетенций: ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции;
Урок информатики как средство формирования ключевых компетенций учащихся Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов? Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь - персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств.
Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей.
В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно- значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.
В-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся.
Информационные компетенции Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.), Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
Информационные компетенции технические навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. преобразование информации (из графической - в текстовую, из аналоговой - в цифровую и т.п.) Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.) Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.) Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
Коммуникативные компетенции: можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики: Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.). Ведение диалога "человек" - "техническая система" (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.).
Коммуникативные компетенции Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.). Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.).
Коммуникативные компетенции Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне). Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент- сервер, совместная работа приложений и т.д.). Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)
Ценностно-смысловые компетенции Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.). Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…)). Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию
Социально-трудовые компетенции Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, юзабилити сайта, функциональность базы данных и т.п.). Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям). Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.)
Общекультурные компетенции В деятельностной форме ее можно описать так: Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков). Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.)
В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить: Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием). Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.). Учебно – познавательные компетенции
Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.). Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.).
Учебно – познавательные компетенции Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций). Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
Компетенции личностного самосовершенствования Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций). Создание целостной картины мира на основе собственного опыта. Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.).
Компетенции личностного самосовершенствования Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п. Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.).
Компетенции личностного самосовершенствования Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности). Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно "передать в ведение" конкретной ключевой компетенции.
НАПРИМЕР: Деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций: коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы и т.д.); информационной (выбор ключевых моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада); учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего программного обеспечения на основе предварительного плана, анализа деланного и т.п.); общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи и др.)
Таким образом, можно увидеть, что учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода.