Тема 2. Классификация музеев. Социальные функции музеев Классификация музеев – это их группировка по существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности признакам.
Современное музееведение знает несколько систем классификации музеев: по масштабам деятельности ; по форме собственности; по административно-территориальному признаку ; по признаку осуществления научно- документационной функции; по типу; по профилю.
Классификации музеев 1. по масштабам деятельности музеи центральные, региональные, местные 2. по форме собственности государственные, ведомственные, общественные, частные 3. по административно-территориальному признаку республиканские, краевые, областные, городские, районные и т.п. 4. по признаку осуществления научно- документационной функции музеи коллекционные, музеи ансамблевые
Классификация по типам Тип музея – категория в классификации музеев по выполнению этими учреждениями социальных функций и приоритета этих функций в деятельности музея. В соответствии с этой классификацией музеи делят на: исследовательские, учебные, просветительские.
Классификация музеев по профилю. Профиль музея – отношение музея к профильной дисциплине, комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства. Может также включать территориальные, хронологические границы, в рамках которых музей документирует социальные феномены.
Классификация музеев по профилю 1. Исторические музеи: а) общеисторические (вся история человечества); б) национальной истории (история отдельных стран); в) региональной истории (история отдельных регионов); г) истории отдельных периодов или исторических событий, феноменов (историко-революционные, истории декабризма, истории религии или атеизма и т.п.); д) узкоспециализированные музеи (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические и т.д.).
Классификация музеев по профилю (продолжение) 2. Музеи отдельных отраслей культуры (в узком смысле слова): а) художественные музеи; б) литературные музеи; в) музыкальные музеи; г) театральные музеи; д) музеи физкультуры и спорта
Классификация музеев по профилю (продолжение) 3. Педагогические музеи ; 4. Естественнонаучные музеи; 5. Промышленные музеи: а) музеи торговли, промышленности и ремесел; б) музеи техники (музеи отдельных отраслей); в) музеи отдельных предприятий; 6. Сельскохозяйственные музеи; 7. Комплексные.
Комплексные музеи – музеи, собрания которых документируют социально значимые феномены, относящиеся к разным профильным дисциплинам. В их коллекциях представлены источники всех видов по различным отраслям знания. Деятельность музея может быть представлена комплексом как гуманитарных и естественнонаучных (как в краеведческих музеях), так и только гуманитарных (историко- художественные, литературно-художественные и т.п. музеи), или только естественнонаучных дисциплин (музеи науки и техники, политехнические музеи и т.п.). Наиболее распространенный в РФ вид комплексного музея – краеведческий.
Социальные функции музеев: 1.Научно-документационная; 2.Охранная; 3.Научно-исследовательская; 4.Образовательная (или образовательно-воспитательная, или культурно-просветительная); 5.Рекреационная;
1. Научно-документационная функция связана с реализацией музеем процессов документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества. Деятельность музея по осуществлению этой функции состоит, прежде всего, в отборе предметов, которые способны стать материальными свидетельствами социально- значимых феноменов.
2. Охранная функция состоит в том, что музеи призваны решать задачи по сохранению культурных, исторических и природных ценностей в интересах мирового сообщества и его отдельных (национальных, региональных и т.п.) частей. Музей не только должен отобрать объекты, способные стать музейными предметами, но и сохранить их.
3. Научно-исследовательская функция состоит в том, что, обладая коллекциями, способными служить источниковой базой научных исследований (по какой научной дисциплине зависит от профиля музея), музеи становятся организаторами и местом проведения таких исследований, научными центрами. Современное образование и воспитание не мыслимы без освоения системы научных знаний.
4. Образовательная (или образовательно- воспитательная или культурно- просветительная) функция Музеи, наряду с библиотеками, средствами массовой информации (радио, телевидение, Internet и т.п.), школами и иными учебными заведениями и т.д., участвуют в формировании картины мира современного человека, его социализации, реализуя при этом свою образовательную (или образовательно-воспитательную) функцию.
В современном музееведении также выделяют 5. Рекреационную функцию (от «recreation» – досуг, свободное время). В музей можно прийти не только для того чтобы пополнить знания, расширить кругозор, но и просто отдохнуть, получить эстетическое удовольствие, пообщаться с единомышленниками. Реализуя эту функцию, музей создает различного рода клубы по интересам, исследовательские, фольклорные и т.п. любительские коллективы; проводит музыкальные и т.п. вечера, фестивали и т.д.