для каждой возрастной группы в работе по звуковой культуре речи
Первая младшая группа Игра: "Определи одинаковые звуки", "Покажи, что звучит", "Узнай по звуку", "Сдуй пушинку", "Спой как большой медведь, как маленький мишка". Развитие пространственного слуха. Игра: "Покажи, где звук?", "Где котенок, где щенок?". Воспитывать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, основные качества голоса. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи. Вызывать правильное произношение звуков. Игра: "Слушай звуки", "Двигайся на звук".
Вторая младшая группа Отстукивание простых слогоритмов без выделения ударного слога. Например, "Машина"-"та- ТА-та" Определение тембра мужского, женского и детского голосов, Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (Ой, ну, ах, да ну и др). Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в
Средняя группа Игра: "Что лишнее" па-па-па-ба-па". Игра «В звуки" ветер дует - сссс, жук жужжит – жжжж. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. Развивать фонематическ ий слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с', з, з', ц. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы.
Старшая группа Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, л', р, р'. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи. Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (. ампа, мы. о,. ук, ку. ак). Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками j, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'.
Подготовительная к школе группа Продолжать работу над четким, ясным произношение м всех звуков в различных сочетаниях. Развивать навыки звукового анализа слов. Игра " Выбери лишнее слово". Ежёнок, медвежонок, лягушонок, жеребенок. Развивать умение дифференци ровать сходные по звучанию или артикуляции звуки. Игра " Зоопарк ". Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость). Игра " Цепочка ". Что общего в словах "мак" и "кот"?