Тел.: (3467) НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕВОДА ПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТА НА ГАЗОВОЕ ТОПЛИВО И НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ХАНТЫ- МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ» Разработчик: Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Технопарк высоких технологий» г. Ханты-Мансийск – 2013 год
Тел.: (3467) Цели выполнения научно-исследовательской работы 1.Подготовка первоочередных мероприятий на период годы до 2020 года по переводу общественного транспорта на газовое топливо. 2.Определение типового решения. 3.Обоснование перевода пассажирского автотранспорта на газовое топливо в Югре.
Тел.: (3467) Обоснование целесообразности выбора вида газа для перевода подвижного состава пассажирского автотранспорта в ХМАО – Югре на газовое топливо Распоряжение Правительства РФ от 13 мая 2013 года 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива». Программа развития газоснабжения и газификации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период годы. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на годы». «Уровень использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб к 2020 году должен составить в городах с численностью населения : более 300 тыс. чел. – до 30% общего количества единиц техники; более 100 тыс. человек – до 10% общего количества единиц техники.» Источник: Распоряжение Правительства РФ от 13 мая 2013 года 767-р «Уровень использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб к 2020 году должен составить в городах с численностью населения : более 300 тыс. чел. – до 30% общего количества единиц техники; более 100 тыс. человек – до 10% общего количества единиц техники.» Источник: Распоряжение Правительства РФ от 13 мая 2013 года 767-р
Тел.: (3467) Выбор вида газового топлива Экономичность - Соотношение цен бензин/пропан- бутан/метан находится в пропорции 100%/50%/33%; Экологичность - метан является самым экологически чистым видом углеводородного топлива, вредные выбросы двигателя при работе на метане в 2-4 раза меньше, чем при использовании бензина; Адаптация к условиям Севера - работа двигателей автотранспортных средств возможна на метане; Безопасность - метан почти в два раза легче воздуха и поэтому в случае разгерметизации оборудования газ улетучивается; по классификации горючих веществ по степени чувствительности метан входит в самый безопасный IV класс.
Тел.: (3467) Современное состояние поставок природного и сжиженных углеводородных газов на территории ХМАО – Югры 1.Поставки метана ОАО «Газпром» и других компаний. 2.Использование попутного нефтя- ного газа В 2012 году в Югре было добыто 35,8 млрд. м 3 попутного нефтяного газа, из которого использовано 32,0 млрд. м 3, (уровень использования ПНГ составил 89,4 %), сожжено на факелах – 3,8 млрд. м 3.
Тел.: (3467) Анализ состояния инфраструктуры пассажирских автотранспортных предприятий Анализ состояния инфраструктуры пассажирских автотранспортных предприятий Перевозчики: 17 АТП, осуществляющих перевозки по 257 социально значимым маршрутам, в том числе по 157 городским и внутрирайонным, 100 межмуниципальным и пригородным направлениям; более 700 индивидуальных предпринимателей (60% от общего объема перевозок). Годовой пассажирооборот: более 560 млн. пассажиро-километров. Годовой объем перевозок пассажиров: более 40 млн. пассажиров. Наименование показателя ОАО «СПОПАТ» ООО «Северавто- транс» (Советский) ОАО «Ханты- Мансийское АТП» МП «НРМУ- ТТП» Количество автобусов на исследуемых маршрутах, ед Среднее количество лет эксплуатации, лет 7,56,66,08,5 Средний процент износа автобусного парка,%65,580,510084,5 Средний пробег 1 автобуса с начала эксплуатации, тыс. км 309,0287,1909,8696,0 Используемый вид топливаДизельное топливо
Тел.: (3467) Определение предпочтительных марок автобусов для эксплуатации на территории Югры Автобус Модель Пассажиро- вместимость (мест для сидения) Города Городской автобус большого класса ЛиАЗ (газовый) 116 (25) г. Сургут, г. Югорск Городской, пригородный автобус среднего класса ПАЗ (газовый) 50 (29+1) 57 (24+1) г. Югорск, г. Нефтеюганск Междугородний автобус среднего класса КАВЗ-4238 (газовый) 40 (35) г. Ханты- Мансийск
Тел.: (3467) Разработка плана мероприятий для поэтапного перевода части пассажирского автотранспорта на газовое топливо Программа развития газоснабжения и газификации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период 2012 – 2015 годы, являющаяся совместным документом Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и ОАО «Газпром», предусматривает обязательства автономного округа по приобретению и переводу 212 единиц автотранспортной техники на газомоторное топливо, среди которых 85 автобусов. В свою очередь, ОАО «Газпром» берет на себя обязательство по строительству 1 АГНКС в 2013 г. и 70 АГНКС в 2014 году. МероприятиеСрок реализацииИсполнитель 1 Развитие инфраструктуры (Строительство АГНКС, СТО) ОАО «Газпром» 2 Переоборудование производственной базы АТП АТП 3 Организация обучения персонала по управлению и обслуживанию ГБА 2014Правительство Югры 4Приобретение 85 автобусов на КПГ Депимущества Югры, Администрации МО
Тел.: (3467) Разработка схемы размещения АГНКС существующие планируемые требующие обсуждения
Тел.: (3467) Оценка затрат на строительство АГНКС Компрессорный модуль GASVECTOR DA 300 (110кW) Затраты по АГНКС в Нефтеюганске руб., в том числе: проектная документация руб.; подготовка земельного участка руб.; приобретение оборудования руб.; работы по монтажу технологического оборудования и пуско- наладочным работам руб. Компрессорный модуль GASVECTOR SA 200 (55 kW) Затраты по АГНКС в Ханты-Мансийске руб., в том числе: проектная документация руб.; подготовка земельного участка руб.; приобретение оборудования руб.; работы по монтажу технологического оборудования и пуско- наладочным работам руб.
Тел.: (3467) Расчет затрат автотранспортных предприятий Наименование показателя, тыс.руб. Городские перевозки Междугородние перевозки ОАО «СПОПАТ» ООО «Северавто- транс» (Советский) ОАО «Ханты- Мансийское АТП» МП «НРМУ- ТТП» Количество приобретаемых автобусов, ед Затраты на приобретение автобусов , ,26 893,28 157,5 Обучение водителей 210,028,055,020,0 Обучение ИТР 50,010,020,015,0 Приобретение диагностических программ на ДВС и АКПП 700,0 Организация поста аккумулирования, выпуска газа и дегазации баллонов 3 500,00,0 Организация поста проверки герметичности ГБО 100,0 Организация специализированного участка по обслуживанию и ремонту газовой аппаратуры 1 500,0 0,0 Модернизация имеющейся производственной базы 3 000,05 000,0 Прочие сопутствующие затраты 500,0 ИТОГО затрат: , , , ,5
Тел.: (3467) Расчет экономического эффекта для автотранспортных предприятий Наименование показателя Городские перевозки Междугородние перевозки ОАО «СПОПАТ» ООО «Северавто- транс» (Советский) ОАО «Ханты- Мансийское АТП» МП «НРМУ- ТТП» Субсидия на перевозки в 2012 г., млн. руб.317,134,109,1344,82 Суммарные затраты на перевод, млн. руб. 513,3452,1213,2714,5 в т.ч. дополнительные инвестиции на КПГ, млн. руб.86,8117,277,898,15 Затраты на 1 км пробега (ДТ), руб.100,1880,7926,3149,59 Затраты на 1 км пробега (КПГ), руб.92,1873,2919,9246,12 Экономия затрат на 1 км пробега, % Годовая экономия по всем автобусам, млн. руб.32,8312,081,840,55 Экономия за 7 лет эксплуатации, млн. руб. 229,8384,5912,883,85 Окупаемость дополнительных инвестиций, лет2,71,54,314,8 Окупаемость суммарных затрат на обновление парка, лет 15,74,37,924,0 На примере ОАО «СПОПАТ»: Годовая экономия на эксплуатацию 1 автобуса: не менее 430,0 тыс. руб. (8%) Годовая экономия субсидии из муниципального бюджета: не менее 32,9 млн. руб.
Тел.: (3467) В качестве газомоторного топлива целесообразно использовать компримированный природный газ (метан). 2.На территории автономного округа существует достаточное количество источников для получения природного газа в качестве газомоторного топлива. 3.Развивающееся серийное производство отечественных автобусов, работающих на метане, достаточно для обеспечения потребностей ХМАО – Югры. 4.Существует достаточное количество земельных участков для возможного размещения требующихся АГНКС. 5.Использование компримированного природного газа приводит к существенной экономии средств на эксплуатацию пассажирского автотранспорта. 6.Перевод автомобильного транспорта на КПГ приведет к улучшению здоровья населения, снижению нагрузки на окружающую среду вследствие уменьшения выбросов вредных веществ. Основные выводы
Тел.: (3467) , ул. Студенческая, 27, г. Ханты-Мансийск Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тел (3467) факс (3467) Спасибо за внимание!