Правописание личных окончаний глаголов
Цели: систематизировать и закрепить знания учащихся о глаголе, полученные ранее; совершенствовать навыки написания личных окончаний глагола; формировать навыки связного изложения мыслей как в устной, так и письменной форме; развивать: познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы; воспитывать культуру речи.
Словарно-орфоэпическая работа Искриться, заиндеветь, баловать, закупорить, облегчить, углубить, блокировать, моделировать, прибыть 1.Найдите слова в словаре, объясните особенности их произношения. 2. Составьте предложения с данными словами. 3. Какие грамматические свойства имеет инфинитив? Соотнесите с темой урока цель повторения неопределённой формы глагола.
Заставьте говорить молчащую таблицу ?? Глаголы на - ить ? 7 глаголов на – еть: ? 4 глагола на – ать ? Все остальные глаголы ??
2 спряжение 1 спряжение Глаголы на ить: (кроме брить, стелить, зиждиться) 7 глаголов на – еть: видеть ненавидеть обидеть смотреть вертеть терпеть зависеть 4 глагола на – ать: слышать дышать держать гнать Все остальные глаголы В окончании пиши И, А (Я)Е, У (Ю)
Пользуясь таблицей, распределите глаголы по спряжениям: обижать, обидеть, стелить, клеить, бороться, звонить, строить, колебаться, гнаться, удержать, выбирать, учиться, читать, вертеться, отдыхать
обижать, стелить, бороться, колебаться, выбирать, читать, отдыхать обидеть, клеить, звонить, строить, гнаться, удержать, учиться, вертеться
алгоритм применения правила Выделяю окончание и смотрю, ударное оно или безударное Ударное Пишу, как слышу Безударное Ставлю глагол в инфинитив и определяю, оканчивается ли он на - ить на - ить (кроме брить, стелить, зиждиться) не на – ить. Смотрю, входит ли он в состав 11 глаголов-исключений Значит, глагол 2 спряжения, пишу в окончании и, а (я) ДАНЕТ Глагол 2 спряжения, пишу в окончании и, а (я) Глагол 1 спряжения, пишу в окончании е, у (ю)
Тренировка в применении алгоритма 1. Вставить пропущенную букву –Ноги нос_т, а руки корм_т. –Крепкую дружбу топором не разруб_шь. –Не тот друг, кто медом маж_т, а тот, кто правду скаж_т. –Скаж_шь – не ворот_шь, напиш_шь не сотрёшь, отруб_шь – не пристав_шь. –Не по словам суд_т, а по делам –Веника не перелом_шь, а по прутику весь перелома_шь.
2. Предупредительный диктант Животным скрываться от врагов помога_т защитная окраска. Не сразу замет_шь пятнистую шкуру жирафа в листве деревьев. Сам он с высоты своего роста вид_т далеко. Полосатая шкура тигра слива_тся с жёлтыми бликами яркого солнца.
Работа с поэтическим текстом Заунывный ветер гон_т Стаю туч на край небес. Ель надломленная стон_т, Глухо шепч_т темный лес. Выразительное чтение. Определение стилистической роли глаголов. Закрепление умения применения алгоритма.
Лабораторная работа Правописание безударной гласной в личном окончании глагола Цель: проверка усвоения теоретических знаний; развитие навыков письменной речи; побуждение учащихся к творческой деятельности. Дано: Предложение: Доктор лечит детей, и они скоро выздоров…т. Задача: написать правильно глагол, обосновать свое мнение.
Ход работы Обратитесь к алгоритму. Проведите наблюдения над словом. При необходимости обратитесь к орфографическому словарю. Подведите итог работы.
Описание хода работы Читаю предложение. Мое внимание привлекает слово с пропущенной буквой. Определяю, что орфограмма находится в личном окончании глагола. Я знаю, что для того чтобы верно написать окончание, нужно поставить глагол в инфинитив и определить спряжение. Ставлю в инфинитив, но не могу определить спряжение, так как сомневаюсь в правописании суффикса перед - ть. Обращаюсь к орфографическому словарю и запоминаю написание данного слова в инфинитиве выздороветь. Далее рассуждаю по алгоритму: Глагол выздороветь не оканчивается на – ить, не входит в состав 11 глаголов - исключений. Значит, он относится к 1 спряжению, в окончании пишу –ю. Вывод: в глаголе выздоровеют окончание – ют, так как он относится к 1 спряжению.
Домашнее задание Выучить таблицу спряжений. Упражнение 435.