ФИНАНСИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Занятие бизнесом, как и занятие, скажем, медициной или правом, требует профессиональной подготовки, но, помимо этого, для бизнеса нужны еще и деньги. Вальтер Бейджхот
План лекции 1.Система финансирования хозяйственной деятельности 2.Бюджетное финансирование 3.Собственные источники финансирования предприятий 4.Источники и формы заемного финансирования
Система финансирования хозяйственной деятельности: 1.источники 2.организационные формы финансирования.
Источники финансирования представляют собой денежные фонды и поступления, находящиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для приобретения долгосрочных и оборотных активов, для осуществления затрат по текущей деятельности, выполнению обязательств перед контрагентами, кредиторами, инвесторами, государством…
Классификация источников финансирования 1. По отношениям собственности: - собственные источники; - заемные источники. 2. По виду собственника: - государственные финансовые ресурсы; - средства юридических лиц; - средства физических лиц. 3. По отношению к объекту: - внутренние источники; - внешние источники (привлеченные). 4. По временным характеристикам: - краткосрочные (до 1 года); - долгосрочные; - бессрочные.
Организационные формы финансирования – это конкретный способ или инструмент мобилизации/привлечения денежных ресурсов.
Классификация: 1.самофинансирование – нераспределенная прибыль, амортизация, продажа активов… 2. акционерное или долевое финансирование – участие в уставном капитале, покупка акций… 3. заемное финансирование – привлечение банковских кредитов, размещение облигаций, лизинг… 4. бюджетное финансирование – бюджетные кредиты на возвратной основе, ассигнования из бюджета на безвозмездной основе, целевые федеральные инвестиционные программы, инвестиционный налоговый кредит, гранты… 5. особые формы финансирования – венчурное, проектное… 6. привлечение иностранного капитала.
Бюджетное финансирование Преимущественное право на получение государственной поддержки имеют высокоэффективные инвестиционные проекты со сроком окупаемости до двух лет (для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности – не более 3 лет, а для производственных объектов сельского хозяйства – 5 лет).
Привлечение бюджетных инвестиций – влечет за собой возникновения права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества объектов.
Бюджетный кредит может быть выдан на условиях возмездности и предоставления заемщиком обеспечения своего обязательства по его возврату. Обеспечение обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.
Государственные гарантии - предоставляются в объеме не более 60% от суммы заемных средств, необходимых для осуществления проекта.
Инвестиционный налоговый кредит - представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в НК РФ, предоставляется возможность в течении определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу, с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Срок предоставления кредита от 1 года до 5 лет.
Основания для получения налогового кредита 1 проведение научно-исследовательских или опытно- конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; 2 осуществление внедренческой либо инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; 3 выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
Формы гос. поддержки софинансирование (при этом доля частного инвестора не менее 25%), предоставление гарантий по кредитам (не более 60% суммы займа) участие в капитале (не менее 25%).
Собственные источники финансирования предприятий - внутренние источники - внешние источники.
Внутренние источники чистая прибыль амортизационные отчисления реализация или сдача в аренду активов
Эффект Логмана - Рухти
Способности предприятия к самофинансированию SF = (EBIT-I)(1-T)+DA*T-DIV где EBIT – прибыль до выплаты процентов и налогов ; I – расходы на обслуживание займов ; T – ставка налога на прибыль ; DA – амортизация; DIV – выплаты собственникам.
Внешние источники собственных средств : дополнительные взносы учредителей выпуск новых акций.
Подготовка и проведение IPO ( дней) На первом (подготовительном) этапе предприятие должно выработать стратегию размещения, выбрать финансового консультанта, перейти на международные стандарты финансовой отчетности, провести аудит финансовой отчетности и систем внутреннего контроля за 3-4 года, предшествующих IPO, осуществить необходимые структурные преобразования, создать публичную кредитную историю, например, путем эмиссии облигаций. На втором этапе определяются основные параметры предстоящего IPO, проводятся процедуры юридической и финансовой комплексной проверки, а также независимой оценки бизнеса. На третьем этапе осуществляется подготовка и регистрация проспекта эмиссии, принимается решение о выпуске, доводится информация об IРО до потенциальных инвесторов, определяется окончательная цена размещения. На заключительном этапе происходит собственно проведение размещения, т. е, допуск компании на биржу и подписка на акции.
Источники и формы заемного финансирования Заем представляет собой безусловное обязательство субъекта осуществить возврат к определенному сроку полученной в долг суммы и выплатить ее владельцу заранее оговоренное вознаграждение виде процентов за использование средств
Принципы заемного финансирования 1. возвратность; 2. платность; 3. срочность.
Основными формами заемного финансирования являются банковский кредит; выпуск облигаций; аренда или лизинг.
Субъект кредитования юридическое или физическое лицо, претендующее на получение денежных ресурсов на условиях займа и отвечающее требованиям, предъявляемым кредиторами к заемщикам.
Объект кредитования -это цели, на которые заемщику требуются средства: - финансирование оборотного капитала - финансирование инвестиционных проектов - рефинансирование ранее привлеченных займов - финансирование сделок по слияниям и поглощениям.
Выпуск облигаций согласно законодательству РФ могут осуществлять только хозяйственные общества по решению совета директоров, если иное не предусмотрено уставом предприятия.
Лизинг представляет собой договор, согласно которому одна сторона – лизингодатель передает другой стороне – лизингополучателю права на использование некоторого имущества (здания, сооружения, оборудования) в течении определенного срока и на оговоренных условиях.
Специфические черты лизинга: третий обязательный участник поставщик оборудования; наличие комплекса договорных отношений; специальное приобретение оборудования для сдачи его в лизинг; активная роль лизингополучателя; обязательное использование предмета лизинга в предпринимательских целях.
Формы лизинга : -оперативный или сервисный лизинг; - финансовый или капитальный лизинг; - возвратный лизинг; - раздельный или кредитный лизинг…
Оперативный лизинг – это соглашение, срок которого меньше периода полной амортизации арендуемого актива, при этом предусматриваемая контрактом плата не покрывает полную стоимость актива, что вызывает необходимость сдавать его в лизинг несколько раз.
Финансовый лизинг – соглашение, предусматривающее специальное приобретение актива в собственность, с последующей сдачей в аренду на срок, близкий к сроку его полезной службы (амортизации). Выплаты по такому соглашению, обеспечивают лизингодателю полное возмещение затрат на приобретение актива и оказание прочих услуг, а также соответствующую прибыль.
Предметом лизинга Согласно закону могут быть любые потребляемые вещи: имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспорт…)
Предметом лизинга НЕ могут быть земельные участки имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте результаты интеллектуальной деятельности.
Дивидендная политика 1 теория нерелевантности дивидендов 2 теория предпочтения дивидендных выплат 3 теория налоговых ассиметрий 4 теория клиентуры 5 сигнальная теория 6 модель агентстких отношений
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ