МБДОУ «Детский сад 82» Развитие речи детей 5 года жизни в ДОУ и семье. Развитие речи детей 5 года жизни в ДОУ и семье. Выполнила: воспитатель старшей группы Мошева Татьяна Вячеславовна
1. Развитие лексической стороны речи. 2. Формирование грамматического строя речи. 3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи. 4. Развитие связной речи детей. 5. Развитие мелкой моторики.
Речь- одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. В речевом развитии ребенка семья и педагоги должны взаимодействовать.
1. Развитие лексической стороны речи. В ДОУ: 1. расширять словарный запас; 2. активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, числительные; 3. пополнять словарь словами, обозначающими материал, из которого сделан предмет; 4. расширение обобщающих понятий; 5. знакомство детей с синонимами; 6. знакомство с антонимами; 7. знакомство с многозначными словами.
В семье: Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы; Рассказывать ребенку о родственниках (где живут, кем работают…), очень привлекательны для детей воспоминания родителей о своем детстве, играх, в которые они играли, продолжать семейные традиции (беседы о прошедшем дне: чем порадовал день?, чем огорчил?, чем удивил?, планы на следующий день); Проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка (существительные, прилагательные, глаголы…), например: «Зимние слова» (все, что напоминает о зиме) - зима, санки, сугроб, кататься, барахтаться в снегу, серебристый, и тд. В повседневном общении продолжать расширять запас слов – обобщений (например: Магазин обуви – туфли, сандалии, сапоги, тапки, валенки и тд. Транспорт, инструменты, посуда, игрушки, и др.) Продолжать работать со словами - антонимами и синонимами (игры типа «Дружные слова», «Скажи по - другому» на закрепление слов - синонимов); Упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах части и называть их (через игру «Кто больше назовет деталей (частей)?»)
2. Формирование грамматического строя речи. В ДОУ: 1. Упражнять в правильном употреблении глаголов и глаголов с приставками (у-, по-, при-, про -, вы - ) 2. Упражнять детей в умении правильно согласовывать числительные с существительными; образование р.п. мн.ч. существительных; употребление и образование сложных форм сущ. мн.ч. в родит.п. (чулок, носков, ботинок, тапочек и тп.) 3. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (из-под, из-за, между и др.) 4. Упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов. 5. Составление разных типов предложений (простых и сложносочиненных предложений с союзом А, сложноподчиненных предложений).
В семье: Упражнять в правильном употреблении глаголов (речевые игры «Кто что умеет делать?» - Что умеет делать кошечка? – бегать, прыгать, мяукать, лакать, играть и тд. «Измени словечко» изменение слов при помощи приставок у-, при-, вы-, за-, пере-, под -, и др.) В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать сущ.с числит.(«Поиграем - посчитаем» - одно ведро, два ведра и тд.) Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений, помогать в речи сложные типы предложений, помогать в составлении или корректировать. в составлении или корректировать.
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи. В ДОУ: 1. Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата, через артикуляционные упражнения. 2. Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. Учить проводить анализ артикуляции звуков. 3. Вводить понятие «гласные – согласные звуки», «твердые – мягкие согласные звуки». 4. Развивать фонематический слух. Учить выделять слова с заданным звуком, определять позицию в слове (начало, середина, конец). 5. Уметь дифференцировать звуки (ш-с, ж-з, р-л, щ-с, ц-с). 6. Знакомить со слоговой структурой слова. Учить определять количество слогов в слове (по схемам, на слух). 7. Развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп и громкость речи).
В семье: Проводить игры по совершенствованию звуковой культуры речи, например: «Где спрятался звук» ( в начале, середине, конце слова.) ( в начале, середине, конце слова.) Развивать фонематический слух, в выделении в своем имени первого звука, в имени окружающих, в названии любимой игрушки. Развивать фонетический слух, делить слова на слоги и определять их последовательность. Следить за правильным ударением при произнесении слов. Игра «Так и не так».
4. Развитие связной речи детей. В ДОУ: 1. Диалогическая речь – вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок. Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях группы и детского сада. 2. Монологическая речь - обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.
В семье: Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Продолжать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о мероприятиях в детском саду и дома. Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов, работа с иллюстрациями. Упражнять в составлении элементарных описаний, через игр.упр. «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды, детали, предметы). Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.
5. Развитие мелкой моторики руки. В ДОУ: 1. Создание условий для развития мелкой моторики рук через специальные игровые упражнения; мероприятия по художественному труду и другим видам детской деятельности (познавательной, изобразительной). 2. Развивать тактильные ощущения, координацию движений. 3. Начать работу по подготовке руки к обучению письму (развивать тактильные ощущения, щепоть – содружество трех пальцев), формировать правильный захват карандаша.
В семье: Развивать руки ребенка (захват двумя руками и одной, двумя пальцами – пинцетный захват). Развивать мелкую моторику рук через специальные игровые упражнения («Мальчик – пальчик, где ты был»). Развитие ручной умелости (в дом.условиях, под присмотром взрослых – вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать крупу и тд.)
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!