КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Компьютер дал большие возможности Перед подростком открывается новый мир, который "отключает" его от реального мира, "переключая" на себя. Перед подростком открывается новый мир, который "отключает" его от реального мира, "переключая" на себя.
Вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. Чрезмерное увлечение компьютером - это новая форма зависимости - информационная. Играми, как правило, увлекаются подростки в возрасте от 10 до 18 лет.
Зависимость от игр проявляется намного быстрее, чем любая другая: в среднем требуется не более полугода-года для ее формирования.
ПОДРОСТКА ПРИВЛЕКАЕТ В ИГРЕ: наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого отсутствие ответственности реалистичность процессов и полное отстранение от окружающего мира возможность исправить любую ошибку, путем многократных попыток возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести
Дети и компьютерные игры Почти каждый ребенок в возрасте от 10 до 16 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру
РАЗЛИЧИЯ Мальчики занимаются компьютерными играми более интенсивно, чем девочки. Мальчики занимаются компьютерными играми более интенсивно, чем девочки. 58% мальчиков не следят за временем, проведенным за компьютером, 58% мальчиков не следят за временем, проведенным за компьютером, свой ответ они объясняют тем, что для них главное не время, а результат, которого они добились в игре. свой ответ они объясняют тем, что для них главное не время, а результат, которого они добились в игре.
ИССЛЕДОВАНИЕ «РОБИНЗОН» В игре, в которой подростки воображают себя на необитаемом острове и могут заказать себе по рации что-нибудь из большого списка, В игре, в которой подростки воображают себя на необитаемом острове и могут заказать себе по рации что-нибудь из большого списка, мальчики выбирают компьютер среди первых, мальчики выбирают компьютер среди первых, у девочек более популярен телевизор. у девочек более популярен телевизор.
КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР Ролевые компьютерные игры. Неролевые компьютерные игры.
РЕЙТИНГ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР Наивысший рейтинг имеют игры, Наивысший рейтинг имеют игры, требующие ловкости, и спортивные; требующие ловкости, и спортивные; затем идут "боевые" игры, затем идут "боевые" игры, а также игры с элементами насилия. а также игры с элементами насилия.
ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР Тревожным сигналом является все большее распространение игр агрессивного содержания, а также проповедующих насилие, расизм. Тревожным сигналом является все большее распространение игр агрессивного содержания, а также проповедующих насилие, расизм.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР легкая увлеченность легкая увлеченность увлеченность увлеченность зависимость зависимость привязанность привязанность
Степени компьютерной зависимости 1-я степень увлеченность на стадии освоения. 2-я степень состояние возможной зависимости. 3-я степень выраженная зависимость. 4-я степень клиническая зависимость.
2 ГРУППЫ ПРИЧИН Личностные особенности подростка Поведение родителей
Общение с компьютером учит отдавать команды и проверять их исполнение. Ребёнок просматривает информацию, а не изучает. Любая неприятность устраняется с помощью погружения в компьютерные игры. Повышенный риск стать алкоголиками или наркоманами. Нарушается кровообращение в области таза, в ногах возможен застой крови. Может развиться шейный остеохондроз. Сидение за компьютером «сажает» зрение. Последствия неограниченного пребывания за компьютером: 15
Тест на проверку зависимости К ребенку, увлеченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи: А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может отвлечься, забыть о компьютере Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает
Играет тогда, когда у него плохое настроение. Чувствует себя подавленным, если играет меньше, чем обычно. Начались неприятности в школе. Появились проблемы в общении, конфликты, увеличилось количество людей, которые раздражают. Скрывает реальное количество времени, которое проводит в игре, и какими играми интересуется. Попытка проводить в игре меньше времени не удаётся. Занимаясь другими делами, часто думает о том, что сейчас можно поиграть. Предпочитает общаться с детьми - игроками. Отрыв от игры воспринимает агрессивно, раздражительно, не откликается на просьбы. СИМПТОМЫ ЗАВИСИМОСТИ
Предупреждение компьютерной зависимости Обучить «правилам безопасности» в виртуальном мире. Соблюдать основной принцип ослабления зависимости – замещение. Использовать различные контролирующие программы. Устанавливать чёткие требования к использованию компьютера и всегда требовать их выполнения. Узнать об интернет-друзьях подростка. Узнать, какие сайты подросток посещает. Родители должны хотя бы на элементарном уровне уметь пользоваться компьютером. Родители должны контролировать приобретение компьютерных дисков с играми. Выработайте вместе соглашение по использованию Интернета.
Подростки должны : Знать негативные последствия воздействия компьютерных игр на психическое и физическое здоровье развивающие возможности игр классификацию игр Уметь определять, какие игры являются «полезными» и «вредными» выбирать игры и оптимальный режим игр соблюдать требования информационной безопасности, этики и права осознавать последствия зависимости от компьютерных игр находить и анализировать информацию
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ СТАЛ ЗАВИСИМЫМ Не разрешайте играть бесконтрольно. Осуществляйте цензуру игр. Установите запрет на использование определенных игр. Контролируйте разнообразную занятость ребенка. Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры. Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе его проблем. Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребенка в дом. Учите правилам общения. Знайте место, где ребенок проводит свободное время. Научите способам снятия напряжения, выхода из стресса. Говорите об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте активное противостояние разрушению личности. Сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ У РЕБЕНКА КОМПЬЮТЕРНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ? Не вводите сразу строгих запретов и ограничений. Настройтесь спокойно преодолевать зависимость. Пользуйтесь проверенными рецептами с учетом индивидуальности ребенка. Попробуйте выйти на диалог. Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за принятие решения. Установите небольшое ограничение режима игры. Если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы. Если ребенок обещает, но не выполняет, обратиться к специалисту - психиатру. Ищите специалиста, имеющего опыт решения проблем компьютерной зависимости.
развивать не содержать бранных слов не формировать циничное отношение к происходящему не содержать агрессии не вызывать привыкания к боли, драматичным ситуациям не учить противозаконному не уродовать облик человека не содержать сексуальной тематики ИГРА ДОЛЖНА:
Правильно организовать рабочее место Через 1 час делать гимнастику для глаз. Правильно держать «мышку»: не зажимая, не сдавливая ее руками, так как это может вызвать запястный синдром. Полезен широкий стол, позволяющий рукам располагаться на нем. Регулярная влажная уборка монитор собирает на себе пыль, что вызывает высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и аллергические реакции. Компьютер лучше ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения. Монитор должен находиться в см от пользователя и чуть выше уровня глаз. До 12 лет компьютерная норма 30 минут в день; лет - 1 час; лет - 1,5 часа. Через каждые 30 минут работы - делать перерыв. Делать обязательный выходной раз в неделю, когда за компьютер не садится ни на какое количество времени. Не играть в компьютерные игры перед сном. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Единственным проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью А в этом поможет «знание врага в лицо».
Шиенок И. А.