Его отец был столяр- краснодеревщик, умер рано и мальчик воспитывался в доме своего деда Каширина, владельца красильной мастерской. Работать он начал подростком, был грузчиком, пекарем, занимался мытьем посуды на пароходе. Алексей упорно работал над своим образованием. С 1882 по 1892 годы, странствуя по России, Горький сменил много профессий. Осенью 1892 года был опубликован первый рассказ писателя - "Макар Чудра". Войти в литературу Горькому помог В.Г.Короленко. В 1898 году вышло трехтомное издание "Очерки и рассказы", в которых писатель выступил в роли защитника простого народа. Максим Горький (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) 28 марта 1868 года, Нижнй Новгород, 18 июня 1936 года, Горки
С 1902 по 1912 годы Алексей Максимович Горький возглавлял издательство "Знание". В 1905 году писатель вступил в ряды РСДРП, был активным участником революции 1905 года. На следущий год по заданию партии Горький нелегально выезжал в Америку для ведения агитации в поддержку революции. В том же 1906 году вышли пьеса "Враги" и роман "Мать", считающийся первым произведением, написанном в жанре социалистического реализма.
Дно - это дно жизни, души, крайняя степень падения, ситуация безысходности, тупика, сравнимая с той, о которой, (Мармеладов) Достоевского с горечью говорил - «когда некуда больше идти». Но «дно души» -это далеко запрятанное в людях, сокровенное.». Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай - все сотрется», - констатировал Бубнов, вспомнив яркое свое прошлое, и вскоре, обратившись к Барону, уточнил: «Что было-было, а остались - одни пустяки... Здесь и господ нету... все слиняло, один голый человек остался»
В 1901 году Горький сказал о замысле своей пьесы: «Это будет страшно». Этот же акцент подчеркивают ее менявшиеся названия: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В завершающем варианте сохранился беспросветный колорит жизни. Иначе и быть не могло: погребение заживо «босяков» требовало мрачных красок.
ёё Большое внимание уделяется в пьесе тем обитателям ночлежки, кто ищет в человеке противостоящие уродливой действительности душевные силы. Рожденные больным воображением, их фантазии оказываются несостоятельными, подчас смешными. Но само по себе желание найти прекрасное, возвышенное в жизни удивительно одухотворяет нищенскую действительность. Пусть бесчеловечны условия их жизни, исковерканы души, им нет места под солнцем, они вне закона, но нельзя искоренить в людях веру в жизнь, лишить их достоинства. Из глубины души вырывается протест человека. Автор относится с редкой чуткостью к смятенным мечтам героев.
Каждый из последних трех актов пьесы «На дне» заканчивается смертью. Эти события свидетельствуют не только о нравственно-бытовых устоях «босячества». Важен подтекст прозябание в ночлежке мало чем отличается от смерти. Обитающие здесь люди так же глухи и мертвы, как прах, преданный земле. Движение пьесы сопряжено с пробуждением этих людей, их слуха, их эмоций. В четвертом действии происходят сложные процессы в сонной душе, и люди начинают слышать, чувствовать, что-то понимать.