Краткая биография Полная биография Творчество Выход
Биография. ЛОКК, ДЖОН (Locke, John) (1632–1704) английский философ, иногда называемый « интеллектуальным вождем 18 в.» и первым философом эпохи Просвещения. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции. Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне ( графство Сомерсет ) в семье судейского чиновника. Благодаря победе парламента в гражданской войне, на которой его отец сражался в чине капитана кавалерии, Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу – в то время ведущее учебное заведение страны. В семье придерживались англиканства, однако склонялись к пуританским ( индепендентским ) взглядам. В Вестминстере роялистские идеи нашли энергичного защитника в лице Ричарда Базби, который по недосмотру парламентских лидеров продолжал руководить школой. В 1652 Локк поступил в Крайст - Чёрч - колледж Оксфордского университета. Ко времени реставрации Стюартов его политические взгляды можно было назвать правомонархическими и во многом близкими взглядам Гоббса. Далее
Локк был прилежным, если не сказать блестящим студентом. После получения магистерской степени в 1658 он был избран « студентом » ( т. е. научным сотрудником ) колледжа, однако вскоре разочаровался в аристотелевской философии, которую должен был преподавать, начал заниматься медициной и помогал в естественнонаучных экспериментах, которые проводил в Оксфорде Р. Бойль и его ученики Тогда, в возрасте 34 лет, он познакомился с человеком, повлиявшим на всю его последующую жизнь – лордом Эшли, впоследствии первым графом Шефтсбери, который тогда еще не был лидером оппозиции. Шефтсбери был адвокатом свободы в то время, когда Локк все еще разделял абсолютистские взгляды Гоббса, однако к 1666 его позиция изменилась и стала ближе ко взглядам будущего покровителя. Шефтсбери и Локк увидели друг в друге родственные души. Год спустя Локк оставил Оксфорд и занял место домашнего врача, советника и воспитателя в семье Шефтсбери, жившей в Лондоне ( среди его воспитанников был и Антони Шефтсбери ). После того как Локк прооперировал своего патрона, жизни которого угрожало нагноение кисты, Шефтсбери решил, что Локк слишком велик, чтобы заниматься одной медициной, и позаботился о продвижении своего подопечного в других областях. Далее
Под крышей дома Шефтсбери Локк нашел свое истинное призвание – он стал философом. Дискуссии с Шефтсбери и его друзьями ( Антони Эшли, Томасом Сиденхемом, Дэвидом Томасом, Томасом Ходжесом, Джеймсом Тиррелом ) побудили Локка написать на четвертый год пребывания в Лондоне первый набросок будущего шедевра – Опыта о человеческом разумении ( An Essay Concerning Human Understanding ). Сиденхем познакомил его с новыми методами клинической медицины. В 1668 Локк стал членом Лондонского Королевского общества. Шефтсбери сам ввел его в сферы политики и экономики и дал ему возможность получить первый опыт участия в государственном управлении. Либерализм Шефтсбери был достаточо материалистичным. Великой страстью его жизни была торговля. Он лучше своих современников понимал, какие богатства – национальные и личные – можно было бы получить, освободив предпринимателей от средневековых поборов и сделав ряд других смелых шагов. Религиозная терпимость позволила голландским коммерсантам достичь процветания, и Шефтсбери был убежден, что если бы англичане положили конец религиозным распрям, то смогли бы создать империю, не только превосходящую голландскую, но равновеликую владениям Рима. Однако на пути Англии стояла великая католическая держава Франция, поэтому он не хотел распространять принцип религиозной терпимости на « папистов », как он называл католиков. Далее
Локк отметил свое возвращение в Англию в 1689 публикацией еще одной работы, близкой по содержанию к Трактатам, а именно первогоПисьма о веротерпимости ( Letter for Toleration, написано в основном в 1685). Он писал текст по - латыни ( Epistola de Tolerantia ), с тем чтобы опубликовать его в Голландии, и по случайности в английский текст попало предисловие ( написанное переводчиком, унитарием Уильямом Поплом ), в котором провозглашалось, что « абсолютная свобода... – это то, что нам необходимо ». Сам Локк не был сторонником абсолютной свободы. С его точки зрения, католики заслужили гонения, поскольку клялись в верности иностранному властелину, папе ; атеисты – поскольку их клятвенным заверениям нельзя верить. Что касается всех остальных, то государство должно оставить за каждым право на спасение своим собственным путем. В Письме о веротерпимости Локк выступил против традиционного взгляда, согласно которому светская власть вправе насаждать истинную веру и истинную мораль. Он писал, что силой можно заставить людей только притворяться, но никак не верить. А укрепление нравственности ( в том, что не затрагивает безопасность страны и сохранение мира ) – это обязанность не государства, а церкви. Далее
Сам Локк был христианином и придерживался англиканства. Но его личный символ веры был удивительно краток и состоял из одного - единственного суждения : Христос – Мессия. В этике он был гедонистом и верил, что естественной целью человека в жизни является счастье, а также что Новый завет указал людям путь к счастью в этой жизни и жизни вечной. Свою задачу Локк видел в том, чтобы предостеречь людей, ищущих счастье в кратковременных удовольствиях, за которые впоследствии приходится платить страданием. Домой
Родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, в семье провинциального адвоката. Далее
Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести. Домой
В х наряду с правительственной службой Локк вновь ведёт широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. издайтся « Опыт о человеческом разумении », в 1693 г. « Мысли о воспитании » и в 1695 г. « Разумность христианства ». Опыт о человеческом разумении Мысли о воспитании Разумность христианства Домой
« Мысли о воспитании » трактат Джона Локка, написанный им в 1693 году. На протяжении более чем столетия был наиболее значительной английской работой, посвящённой философским проблемам образования. В XVIII веке книга была переведена практически на все европейские языки и оказала влияние на большинство авторов, писавших об образовании, включая Руссо. Назад
1671 год решает осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума. Это был замысел главного труда ученого « Опыта о человеческом разумении », над которым он работал 16 лет Далее
Сочинение состоит из четырёх частей. Первая книга посвящена доказательству того, что врождённых идей и принципов не существует. Описывая различного вида идеи ( смутные и ясные, простые и сложные ) во второй книге, Локк выстраивает теорию происхождения идей из чувственного опыта. В третьей книге, продолжая изложение своей теории познания, Локк пишет о роли языка и слов, которые представляют собой чувственные знаки идей. Четвёртая книга рассказывает о том, что представляет собой процесс познания и каковы границы познания, в ней рассматривается проблема истины и вопросы природы и оснований веры, или мнения, проблематизируются основания вероятного знания Назад