Методология научного творчества Макиенко Марина Алексеевна
Творческий процесс в науке и его стадии 1. Психологический аспект научного творчества
Способы достижения новых результатов «выводное знание», т. е. следствия, получаемые из уже известных, открытых и сформулированных ранее закономерностей, обобщений, теорий и т. п. путем применения формально- логических процедур и операций – экстенсивная стадия развития науки, репродуктивное мышление (математика) «выводное знание», т. е. следствия, получаемые из уже известных, открытых и сформулированных ранее закономерностей, обобщений, теорий и т. п. путем применения формально- логических процедур и операций – экстенсивная стадия развития науки, репродуктивное мышление (математика)
Творческое мышление в науке Новый результат Новый результат Нетривиальный способ получения результата Нетривиальный способ получения результата Творческий акт мышления: Репродуктивный элемент (включает уже имеющееся знание) Репродуктивный элемент (включает уже имеющееся знание) Продуктивный элемент (неповторимый личностный стиль, модификация знания в соответствии с ситуацией) Продуктивный элемент (неповторимый личностный стиль, модификация знания в соответствии с ситуацией)
«Для того чтобы процесс творческого мышления был запущен, ему необходим импульс, идущий от личности, которая восприняла запрос логики науки, пропустила его через себя - свою систему смыслов, категорий - и преломила в особенностях своего стиля мышления» «Для того чтобы процесс творческого мышления был запущен, ему необходим импульс, идущий от личности, которая восприняла запрос логики науки, пропустила его через себя - свою систему смыслов, категорий - и преломила в особенностях своего стиля мышления»
теория творческого решения научных и изобретательских задач Г. Уолласа 1926г. 4 стадии: подготовка, подготовка, инкубация (или созревание), инкубация (или созревание), озарение, озарение, верификация (проверка полученного решения) верификация (проверка полученного решения)
А.Кестлер Бисоциация (соединение далеких отраслей знания) как механизм творческого мышления Бисоциация (соединение далеких отраслей знания) как механизм творческого мышления Основа творческой интуиции - пережитый опыт индивида: Основа творческой интуиции - пережитый опыт индивида: – новая комбинация или необычное использование воспоминаний, впечатлений, идей, вычитанных фактов, по каким-либо причинам недоступных сознанию индивида, но хранящихся в тайниках психики, образующих область подсознательного
Источник творческой интуиции: Постановка проблемы Постановка проблемы Способность уловить новые идеи и изменения в предметном содержании дисциплины Способность уловить новые идеи и изменения в предметном содержании дисциплины
2. Методы стимуляции творческого мышления
1. Метод мозгового шурма Разработал А. Осборн в 1938 г. Разработал А. Осборн в 1938 г. Основа: Основа: –Разделение во времени двух фаз творческого акта: генерирования идей и их критическая оценка Первая группа генерирует идеи, вторая группа - развивает
Правила «мозгового штурма» 1) соблюдать двухфазность процесса; 2) предлагать как можно больше идей; 3) настраиваться на генерирование самых "диких" предложений; 4) не претендовать на "авторство" какого-либо решения, считать все высказанные гипотезы достоянием команды
Область применения «мозгового штурма» 1. Решение изобретательских задач 2. Решение задач, в которых есть только одно правильное решение 3. Коллективы, в состав которых входят различные научные роли (генератор идей, эрудит, критик) 4. Коллективы, состоящие из специалистов смежных областей
синектика У.Гордон 1948 г. У.Гордон 1948 г. основной принцип - сделать незнакомое знакомым, привычное чуждым, изменить сложившийся взгляд на вещи основной принцип - сделать незнакомое знакомым, привычное чуждым, изменить сложившийся взгляд на вещи
Приемы синектики 1) личностное уподобление, при котором надо представить себя изучаемым процессом, деталью, прибором 2) прямая аналогия - поиск сходных процессов, структур, явлений из совершенно других сфер (например, сравнение центральной нервной системы с телефонной станцией) 3) символическая аналогия или использование поэтических образов для формулирования задачи 4) фантастическая аналогия, которая позволяет предложить решение "как в сказке", не считаясь с законами природы
метод преодоления инерционного эффекта мышления (Дж. Менделл) Направленность: индивидуальное мышление, содержит рекомендации по организации творческого процесса не только на ограниченном отрезке времени, но и на более длительный срок
Приемы метода преодоления инерционного эффекта мышления 1) стремиться представить объект в неожиданной обстановке 2) установить смысловую связь между данным объектом и любым другим, взятым наугад 3) задавать как можно больше вопросов по поводу объекта (например, можно ли его сжать, увеличить, заменить? на что это похоже? как это получается? из каких частей состоит? для чего это годится 4) заходить в магазины и библиотеки, просматривать любую привлекающую внимание литературу 5) отсрочить решение неподдающейся задачи до момента, когда почувствуется вдохновение 6) фиксировать на бумаге все идеи, приходящие в голову в связи с решением текущей проблемы или имеющие к ней отдаленное отношение
Метод рабочих листов (С. Парнз) 1. Формирование рабочих листов - описание последовательности шагов, которые надо сделать, и вопросов, на которые надо ответить, чтобы решить поставленную задачу 2. Поиск проблем, включающих в себя формулировку всех проблем, вытекающих из поставленной задачи 3. Поиск идей, которые, как и в других методиках, не должны подвергаться критике на этом этапе 4. Поиск решений - вырабатываются критерии оценки выдвинутых идей и проводится сама оценка 5. Разработка конкретных путей осуществления каждой высоко оцененной идеи
Г.С. Альтшуллер – создатель ТРИЗ (теория решения инструментальных задач). Г.С. Альтшуллер – создатель ТРИЗ (теория решения инструментальных задач).
Альтшуллер Генрих Саулович ( )
Основные работы: Альтшуллер Г.С. КАК HАУЧИТЬСЯ ИЗОБРЕТАТЬ ; Альтшуллер Г.С. КАК HАУЧИТЬСЯ ИЗОБРЕТАТЬ ; Альтшуллеp Г.С. ОСHОВЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА ; Альтшуллеp Г.С. ОСHОВЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА ; Альтшуллеp Г.С. АЛГОРИТМ ИЗОБРЕТЕHИЯ (2-е изд.); Альтшуллеp Г.С. АЛГОРИТМ ИЗОБРЕТЕHИЯ (2-е изд.); Альтшуллеp Г.С. ТВОРЧЕСТВО КАК ТОЧHАЯ HАУКА ; Альтшуллеp Г.С. ТВОРЧЕСТВО КАК ТОЧHАЯ HАУКА ; Альтшуллеp Г.С., Селюцкий А.Б. КРЫЛЬЯ ДЛЯ ИКАРА ; Альтшуллеp Г.С., Селюцкий А.Б. КРЫЛЬЯ ДЛЯ ИКАРА ; Альтшуллеp Г.С., Злотин Б.Л. и др. - ПРОФЕССИЯ - ПОИСК HОВОГО ; Альтшуллеp Г.С., Злотин Б.Л. и др. - ПРОФЕССИЯ - ПОИСК HОВОГО ; Альтшуллеp Г.С. HАЙТИ ИДЕЮ – 1986; Альтшуллеp Г.С. HАЙТИ ИДЕЮ – 1986; Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. - ПОИСК HОВЫХ ИДЕЙ: ОТ ОЗАРЕHИЯ К ТЕХHОЛОГИИ (теория и практика решения изобретательских задач) ; Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. - ПОИСК HОВЫХ ИДЕЙ: ОТ ОЗАРЕHИЯ К ТЕХHОЛОГИИ (теория и практика решения изобретательских задач) ; Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ: Жизненная стратегия творческой личности Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ: Жизненная стратегия творческой личности
ТРИЗ (теории решения инструментальных задач) технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач
Техническое (системное) противоречие - ситуация, когда попытка улучшить одну характеристику технической системы вызывает ухудшение другой. Например, при увеличении прочности конструкции самолета или ракеты увеличивается ее вес.
В море на глубине 500 м обнаружен большой (6 м3) и очень прочный деревянный сундук с драгоценностями и золотом сокровищами Флинта. Сундук на две трети высоты погружен в песок. Для его подъема нужна сила в 100 т. В вашем распоряжении понтон соответствующей грузоподъемности, подводная телекамера. Как прикрепить понтон к сундуку? Водолазы на такой глубине работать не могут. Подводных аппаратов с манипуляторами нет.
Официальный фонд Г.С.Альтшуллера