Подготовила: воспитатель гр. «Крепыш» Глушко Л.А.
Цель: 1. Развивать мышление, творческое воображение и любознательность в процессе исследовательской деятельности детей; 2.Развивать интерес детей к растительному миру; 3. Расширять знания о строении луковицы и о его пользе; 4. Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно- поисковую деятельность детей.
Задачи: 1. Способствовать установлению причинно-следственных связей на основе наблюдения; 2. Обогащать знания детей о значении природных явлений в жизни лука; 3. Показать зависимость роста лука от состояния природных процессов; 4. Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковицы; 5. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнерах с почвой и с песком; 6. Учить детей бережно относиться к природе; 7. Научить детей видеть результат своего труда, формировать представления о том, как и в чём растёт лук.
Актуальность: 1. Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребёнка, в развитии мышления (сравнения, умения обобщать и делать выводы, развитие памяти, воображения, внимания); 2. Кроме того, ребёнок учится аккуратности; 3. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, стараются быть самостоятельными к наблюдению за объектом живой природы.
Участники проекта: дети гр. «Крепыш» и воспитатель Вид проекта : познавательно - исследовательский. Материал: земля, вода, песок, лук, контейнеры для посадки, лейка для полива, палочки для рыхления, ножницы, полоски цветной бумаги. В начале февраля мы принесли лук и обрезали верхушки. Лук поместили в контейнеры с землёй, водой, песком, создав при этом одинаковые условия (тепло, свет). Первые «пёрышки» появились в контейнере с землёй, мы их рассмотрели. ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ НА ЦВЕТ И ДЛИНУ. Уточнили с детьми, для чего растению нужны корни.
Выбираем одинаковые луковицы и помещаем их в разные условия Посадка лука в землю, воду и песок.
Появление белых корешков Да, это действительно корни лука и место, где они растут, называется «донце», как дно у кастрюльки. Они похожи на ниточки. Благодаря им, лучок питается, растет.
Наблюдение: Прошла неделя, и мы вместе с детьми рассмотрели контейнеры с луком, растущими в воде, песке и земле. Отметили изменения, произошедшие с луковицами. У лука, растущего в земле, появились первые «пёрышки» зелени. Спустя два дня зелёные «пёрышки» появились и у лука, растущего в воде и в песке. Созданные условия при этом были одинаковые. Спустя ещё неделю «пёрышки» лука во всех контейнерах заметно подросли. На протяжении всего времени дети с удовольствием ухаживали за луком, с интересом наблюдали за происходящими изменениями.
Рассмотрели корни лука во всех трёх контейнерах. Побеседовали с детьми о их необходимости и нужности растениям. Сделали вывод: что благодаря им лук питается, растёт, живёт. Используя полоски цветной бумаги, мы с ребятами решили измерить длину зелёных «пёрышек» лука во всех контейнерах и сравнить их между собой.
Дети измеряют длину зелёных «пёрышек»
По окончанию эксперимента выяснилось, что самые длинные «пёрышки» у лука, растущего в земле, а самые короткие «перышки» у лука, растущего в песке и воде.
Дети поливают лучок
Наблюдение за луком в контейнерах Через несколько дней заметили, что зелёные «пёрышки» потянулись к свету и наклонились в сторону окна. Луку необходимы не только вода, тепло, но и солнечный свет.
Подвижная игра «Расти лучок»
ЛУЧОК ПОДРОС Спустя некоторое время ЛУК ЗАМЕТНО ВЫРОС И СТАЛ ДЛИННЕЕ, САМЫЙ ДЛИННЫЙ ЛУК БЫЛ В КОНТЕЙНЕРЕ С ЗЕМЛЁЙ. Следовательно, благодаря питательным веществам, содержащихся в земле, лук в определённый период начинает ими обогащаться и интенсивно расти, а лук, находящийся в контейнере с водой, напротив, прекращает свой рост, так как питательных веществ, находящихся в воде, ему не хватает.
На заключительном этапе проектной деятельности ребятишки срезали лук
Дети с удовольствием съели его на обед
Подвижная игра «Есть у нас огород» Цель : закрепить у детей знания о том, какие овощи собирают на огороде; Развивать познавательный интерес: Есть у нас огород, там зелёный лук растёт. Вот такой ширины. Вот такой вышины. Ты, лучок, сюда спеши. И немного попляши.
Пословицы «Вырастишь лук от семи недуг» «Лук с чесноком родные братья» «Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук» Лук - огородное растение.Очень полезное растение. Люди используют его не только в пищу, но и как лекарственное растение. У русского народа есть много пословиц и поговорок о полезных свойствах лука.
Результат 1. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условием роста лука, научились определять пользу зелёного лука. Познакомились с пословицами и поговорками об этом зелёном витамине. 2. У детей сформировались знания и представления о росте зелёного лука в комнатных условиях, как в контейнере с почвой, песком, так и в контейнере с водой.