Учитель- Леснова Е.Ю.
Задачи Обобщение и систематизация накопленного опыта по применению деятельностного подхода к обучению на уроках физики. Разработка уроков на которых используются приемы и методы, позволяющие организовать продуктивную деятельность учащихся и пробудить их познавательный интерес.
«Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат».
Актуализация знаний (чаще всего физическая разминка по решению качественных задач, которые помогут вспомнить понятия, необходимые для объяснения нового материала). Формирование новых знаний ( в виде эвристической беседы, чтобы учащиеся принимали участие в объяснении, сами отвечали на вопросы, объясняли результаты эксперимента, выдвигали гипотезы). Оформление системы знаний (работа с ОК, заполнение таблицы, запись алгоритма решения задач) Закрепление (решение типовых задач - качественных, количественных, экспериментальных).
Ученикам предлагается список из 8-10 задач разного уровня. 1-2 решаются с разбором учителя. Составляется алгоритм решения задач, выделяются основные моменты и особенности решения задач по данной теме. 1-3 задачи у доски с объяснениями (решают ученики). Далее самостоятельно, набирая баллы (зависит от уровня сложности), что позволяет на данном уроке создать свою индивидуальную траекторию решения. На этом этапе урока учитель выступает в роли консультанта. В конце такого урока обязательно ставится оценка.
Работа с ОК, таблицей по всей теме (составление ОК, таблицы, работа уже с готовыми ОК, проработка их в парах, группах – позволяет быстро и в системе повторить и обобщить теоретический материал для решения задач).
Мною составлены балловые контрольные работы, начиная с 7 класса. Для получения пятерки необходимо набрать 9-10 баллов, что подразумевает решение учеником 3-х бальной сложной задачи. А слабому ученику позволяет набрать свои 3 балла, решив примитивные 3 однобальных задачи.
Приемы повышения интереса к учебному материалу. Привлекательная цель. Отсроченная загадка. Лови ошибку. «Практичность теории». Работа с текстом. Использование дополнительной литературы. Приемы повторения, пройденного на уроке.
Группа получает одно и то же задание. Группы получают разные задания. Технология учебного мозгового штурма. Группа разбивается на 7-9 человек. Каждая группа «штурмует» свою задачу. Лучше эти задачи определить общей темой.
1.Урок «Сила трения» (7 класс)- экспериментальное задание для групп в течение всего урока - ввод нового материала. 2. Урок решения задач по теме «Виды теплопередачи»-(8 класс). 3. Урок-ролевая игра «Спасатели». Обобщающий урок по теме «Электрические явления» (8 класс). 4. Урок "Влияние электромагнитного излучения сотовых телефонов на здоровье человека". урок-исследование, используется технология развивающего обучения, форма проведения: работа в группах.(9 класс).
Цель: ознакомить учащихся с явлением трения. Экспериментально установить от чего зависит эта сила. Продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать и сравнивать результаты опытов. Оборудование: динамометр, доска – с одной стороны гладкая, с другой шероховатая, брусок деревянный с крючками, набор грузов, кювета с водой, тележка на колесах.
Этапвремя Методы и приемы. Виды деятельности. 1.Мотивация 2.Изучение нового материала, систематизация изученного. 3.Рефлексия. домашнее задание Сообщение учителя Заполнение таблицы Проведение опытов, объяснение их результатов. Запись выводов в тетради. Ответы на вопросы. Запись домашнего задания.
Любому открытию сопутствует опыт, талант исследователя и даже случай. Сегодня на уроке также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Работаем в группах. Правила записаны на доске.
Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу. Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора) Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный все группой ее полномочный представитель.
учитель толкает деревянный брусок по деревянной доске. -Что произошло со скоростью бруска? Почему меняется скорость бруска? Под действием какой силы тело остановилось? Это сила трения и её мы будем изучать на уроке.
Название силы. определениеТочка приложения направление Способ измерения Графическое изображение формулаПричины появления силы
Задание 1. Выясните, от чего и как зависит модуль силы трения скольжения. Задание 2. Сравните при одинаковых массах тел модули сил трения скольжения и качения. Задание 3. Сравните при одинаковых массах тел модули сухого и жидкого трения скольжения. Задание 4. Сравните модуль силы трения скольжения от площади соприкасающихся поверхностей.
Подсказка 1 Выясните, как зависит модуль силы трения от рода поверхностей и силы давления. Подсказка 2 1. С помощью горизонтально расположенного динамометра равномерно перемещайте деревянный брусок с тремя грузами сначала по гладкой поверхности доски, затем по шероховатой. Сравните показания динамометра. Сделайте вывод. 2. С помощью горизонтально расположенного динамометра равномерно перемещайте деревянный брусок по шероховатой поверхности доски – сначала с одним грузом, затем с двумя, тремя. Сравните показания динамометра. Сделайте вывод.
Подсказка 1 Измерьте модуль силы трения скольжения и модуль силы трения качения. Подсказка 2 1. С помощью горизонтально расположенного динамометра сначала измерьте силу трения качения, равномерно перемещая тележку на колесиках с шестью грузами внутри. 2. Уберите колеса и измерьте силу трения скольжения, перемещая тележку без колес (с теми же грузами). Сравните показания динамометра. Сделайте вывод.
Подсказка 1 Выясните, как зависит модуль силы трения при перемещении деревянного бруска по твердой и жидкой поверхности. Подсказка 2 1. С помощью горизонтально расположенного динамометра сначала измерьте силу трения, равномерно перемещая брусок по твердой поверхности. 2. С помощью горизонтально расположенного динамометра сначала измерьте силу трения, равномерно перемещая брусок по поверхности жидкости в кювете. Сравните показания динамометра. Сделайте вывод.
Подсказка 1 Измерьте модуль силы трения скольжения при разных площадях соприкасающихся поверхностей. Подсказка 2 1. С помощью горизонтально расположенного динамометра сначала измерьте силу трения, равномерно перемещая брусок по поверхности доски, чтобы он соприкасался с доской большей площадью. 2. С помощью горизонтально расположенного динамометра сначала измерьте силу трения, равномерно перемещая брусок по поверхности доски, чтобы он соприкасался с доской меньшей площадью.
Оценка «5» ставится, если ученик предложил решение, идею. Оценка «4» ставится, если ученик активно помогал в решении. Оценка «3» ставится, если ученик работал слабо, но проявлял интерес. Оценка «2» ставится, если ученик «считал ворон».
- А сейчас каждый выскажет свое отношение к уроку, начиная свое высказывание со слов: 1. Самые важные выводы о силе трения – это 2. А вы знаете, что сегодня на уроке я научился…. 3. Больше всего мне сегодня запомнилось…. 4. Самым интересным было …
Если человек своим трудолюбием достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие. Д/З: параграф 30,32, прочесть записи в тетради, 1вариант – «Трение-друг», 2 вариант «Трение-враг».
Вид теплопередачи ОпределениеОбъяснение передачи тепла на основе МКТ Отличительные особенности. Свойства.
Конструкторское задание для отряда "Освещение". 1. Составьте проект электрической схемы освещения помещения. Схема должна обеспечить выполнение таких условий помещению дают свет 3 лампы с отдельным включением, при перегорании или выключении одной лампы остальные не гаснут, существует автоматическое отключение цепи от источника тока при коротком замыкании, источник тока гальванический элемент. 2. После выполнения задания нарисуйте схему - проект.
1. Для схемы. составленной группой конструкторов. рассчитайте силы токов и напряжения на отдельных участках цепи, а также укажите какие приборы понадобятся для сборки цепи. напряжение источника 4В. а сопротивление каждой лампы 12 Ом. 2. После выполнения задания все расчеты выполните рядом со схемой. 3. Назовите требующиеся приборы.
Задание для практиков. 1. Из имеющихся приборов выберите те, что указаны инженерами. 2. Соберите электрическую цепь по разработанной конструкторами схеме. 3. измерьте силу тока и напряжение на потребителях, сравните полученные значения с рассчитанными. 4. После выполнения задания продемонстрируйте собранную цепь и ее работу, а также покажите, что она удовлетворяет поставленным требованиям.
1. Составьте проект электрической схемы, по которой можно собрать установку для обогрева помещения. Учтите при этом следующее- обогревателями служат лабораторные резисторы, а источником тока- аккумулятор. при сгорании одного остальные тоже должны прекратить работу. Необходимо предусмотреть возможность плавного регулирования выделяемого нагревателями тепла и обеспечить включение и выключения нагревателей, а также автоматическое отключение цепи от источника питания при коротком замыкании. 2. После выполнения задания начертите схему данного проекта.
1. По схеме. составленной группой конструкторов рассчитайте количество теплоты, выделяемой тремя нагревателями в течении 1 часа. если напряжение источника 4 В, сопротивление реостата =0. а сопротивление каждого нагревателя 3 Ом. 2. Вычислите на какую силу тока должен быть рассчитан предохранитель. 3. укажите какие приборы понадобятся для сборки цепи. 4. Все расчеты после выполнения задания напишите рядом со схемой.
1. Соберите, пользуясь перечнем приборов, составленных инженерами, и схемой предложенной конструкторами. электрическую цепь. 2. Опробуйте ее в работе и покажите. что она удовлетворяет заданным требованиям. 3. Измерьте силу тока в цепи и сравните её с рассчитанной. 4. Объясните какие изменения происходят в работе цепи, когда изменяется когда изменяется положение ползунка реостата.
1. Составьте электрическую схему установки для вентиляции помещения. Она должна работать при помощи 2 одинаковых электродвигателей, рассчитанных на напряжения источника тока (в качестве последнего используется аккумулятор). Предусмотрите одновременное включение и выключение обоих двигателей и защиту цепи от короткого замыкания. 2. После выполнения задания начертите проект.
1. Для схемы. составленной группой конструкторов. рассчитайте потребляемую цепью мощность тока при условии, что напряжение источника тока 4В, а допустимая сила тока через электродвигатель 1 А. 2. Рассчитайте, какую работу совершает электрический ток в цепи за 1 час. 3. Укажите. какие измерительные приборы нужны для определения мощности тока в цепи. 4. Все расчеты повторите рядом со схемой.
1. Соберите из имеющихся приборов цепь по схеме. составленную конструкторами. 2. Перечислите приборы, которые понадобились для сборки. 3. проведите измерения величин. необходимых для вычисления мощности тока. 4. Продемонстрируйте работу цепи и покажите. что она отвечает поставленным условиям. 5. Ответьте на вопрос - на какой ток должен быть рассчитан предохранитель. 6. Продемонстрируйте работу предохранителя.