ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» Сергей Аркадьевич Рудаков ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Россия, г. Челябинск, :20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.1
Аннотация В настоящей работе описываются некоторые ключевые моменты разработки тестовых заданий в системе Moodle по курсу «Современные компьютерные технологии» для студентов, обучаемых по направлению «Информационные технологии». Теория, рекомендуемая для составления тестовых заданий, иногда противоречит практической реализации :20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.2
Суха, мой друг, теория везде, А древо жизни пышно зеленеет! Гёте И.В. Фауст: Трагедия (Перевод с немецкого Н.А. Холодковского) :20 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.3
«Современные компьютерные технологии» (36 часов лекций) Курс состоит из двух частей: 1.Парадигмы, направления, модели программирования. 2.Основы программирования на языке Java. Первая часть – неизменная, во второй части излагаются основы наиболее популярного языка программирования :20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.4
Moodle - система управления обучением В системе можно использовать различные виды заданий: с единственным и множественным выбором, с указанием соответствия, с указанием последовательности, с вводом числовых и символьных ответов. Можно использовать рисунки, схемы, формулы на LaTex. Только тестовые задания с единственным и множественным выбором можно подготовить специальным образом в виде текстового файла и скачать его в систему Moodle :20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.5
Изложение дидактической единицы :20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.6 Дидактическая единица ____________ Примеры ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ ___________ Примеры В курсе более сотни дидактических единиц.
Связи между дидактическими единицами :20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.7 Дидактическая единица 1 Примеры Не 1 Примеры Дидактическая единица N Примеры Дидактическая единица 2 Примеры Не 2 Примеры Не N Примеры Курс станет понятен только тогда, когда для каждой дидактической единицы будут указаны несколько связей с другими дидактически ми единицами.
Комбинаторный взрыв Получаем, как минимум, вопросов, которые будут отражать содержание курса. В случае тестовых заданий с выбором ответов, количество высказываний и предикатов, необходимых для тестирования возрастет до трех-четырех тысяч! Поэтому нереально ввести все это с клавиатуры при существующей нагрузке преподавателя. Единственный выход: компиляция готовых фрагментов! :20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.8
Правила составления тестов Многие указания, правила и требования просто соответствуют обычным требованиям хорошего русского стиля изложения. Например, вопросы, ответы и дистракторы должны иметь краткую логическую форму; не должны содержать двусмысленные неясные формулировки, придаточные предложения, вводные фразы, двойные отрицания; все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания. В математической логике такие предложения называются высказываниями и предикатами :20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.9
Правило 1 Нежелательно копировать предложения из учебника, чтобы не стимулировать зубрежку и тупое списывание! :20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.10
Антиправило 1: Удобно использовать текст из лекции Пример 1: Апплеты это небольшие, надежные, динамичные, не зависящие от платформы активные сетевые приложения, встраиваемые в страницы Web. небольшие, надежные, динамичные приложения, встраиваемые в страницы Web. небольшие, не зависящие от платформы, активные сетевые приложения, встраиваемые в страницы Web. не зависящие от платформы активные сетевые приложения, встраиваемые в страницы Web :20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.11
Правило 2 Не следует задавать вопросы «с подвохом». Антиправило 2. «Подвох» в вопросе проверяет глубину знания! Пример 2: Результат работы фрагмента программы: byte c=0x88; System.out.println ("c="+c); Ошибка преобразования. c=136 c=0x88 c=x :20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.12
Правило 3 Избегайте вопросов, ответить на которые можно на основе общей эрудиции без специальных знаний, полученных при изучении данной дисциплины :20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.13
Антиправило 3 Увидеть общее в частном – это здорово! Пример 3: Исходный код программы на языке Java может быть создан в любом текстовом редакторе. должен быть создан в редакторе программной оболочки Eclipse. должен быть создан в редакторе программной оболочки NetBeans IDE. должен быть создан в редакторе программной оболочки Visual Studio :20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.14
Хорошие приемы: Обратимые тестовые задания :20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.15 Тип byte это A.знаковый 8-битовый тип. Его диапазон от -128 до 127. B.знаковый 16-битовый тип. Его диапазон от -128 до 127. C.знаковый 8-битовый тип. Его диапазон от 0 до 255. D.знаковый 16-битовый тип. Его диапазон от 0 до 255. Знаковый 8-битовый тип с диапазоном от -128 до 127 это тип A.byte B.short C.int D.long
Обратная связь: тест -> курс :20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.16 Составление тестовых заданий с использованием копирования предложений из учебника или лекций позволяет еще раз продумать изложение курса для студентов и сделать необходимые корректировки.
Оценка выполненных заданий :20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.17 должна обязательно учитывать возможный случайно правильный ответ. Если X - доля вопросов, на которые студент знает ответ и (1-X) - доля вопросов, на которые студент ответил наугад с вероятностью P, то общая доля правильных ответов будет X+(1-X)P. При X=1/2, P=1/4 получим 5/8=0,625 - требуемую долю правильных ответов в тесте.
:20ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ РУДАКОВ С.А.18 Спасибо за внимание!