Пути формирования компетентностей учеников
«Компетентность – способность и готовность личности к деятельности, основанная на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению». О.Е.Лебедев
Пути формирования компетентностей учеников
Компетентностный подход – идеологическая основа новых образовательных стандартов, совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения: Смысл образования заключается в развитии у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Одной из важнейших метапредметных компетенций в постиндустриальном обществе является информационная. Она связана с поиском, анализом и отбором необходимой информации, ее преобразованием, сохранением и передачей. Для того, чтобы не потеряться в колоссальных объемах информации, важно уметь организовать процесс мышления. Эффективным приемом развития критического мышления является составление ителлект-карт (mind map) – автор технологии Тони Бьюзен. Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. Это один из путей формирования компетентности.
Этапы составления интеллект- карты: Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему (применительно к урокам истории: «Средневековое общество», или «Цивилизация средневекового Китая»; к урокам обществознания: «Современная семья»; к классному руководству: «Организация Нового года» и т.д.). Обводим это понятие в рамку или в кружок. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений. Смысловые блоки отделяем линиями; можно обвести в рамку (не забываем про цвета). Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).
Полезные свойства интеллект- карты: Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт". Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи. Интеллект-карта наводит на мысли о новых идеях: бывает, достаточно провести от объекта на интеллект-карте пустую веточку и подумать, что она могла бы означать? Интеллект-карты можно составлять коллективно: рабочей группой, командой, семьей. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Области применения интеллект- карты: Подготовка выступлений и презентаций. Обдумывание проблем, анализ сложных ситуаций. Групповая работа: коллективное творчество, мозговой штурм. Конспектирование (или составление аннотаций) письменных текстов: документации, книг, журнальных статей. Конспектирование (протоколирование) лекций, выступлений, переговоров. Планирование. Принятие решений.
Повторение: Что такое культура? Какие виды культуры известны?
Культура – совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.
Виды культурыматериальная Артефакты (физические объекты, созданные человеком) Нематериальная (духовная) Правила, законы, обычаи, знания, язык …
Культура Формы ЭлитарнаяНароднаяМассовая Разновидности СубкультураКонтркультура
Элитарная Культура
Народная культура (фольклор)
Массовая культура Эстрада Шлягер КитчСленгЦиркКиноРадиоТелевидение
Массовая культура Словарь: Шлягер – (нем. Schlager ходкий товар, гвоздь сезона), модная, популярная песня с запоминающейся мелодией, а также вообще любое музыкальное произведение или произведение других жанров, пользующиеся особой популярностью. Сленг – слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, социальных прослоек и т. п. (молодежный сленг, сленг музыкантов и т д.) Поп-культура – сленговое название массовой культуры. Китч (кич) – разновидность массовой культуры.(нем. Kitsch) – дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. В художественной промышленности 2-й половины 19 – начала 20 вв. китч распространился как промышленная имитация уникальных изделий.
Субкультура Это малые культурные миры, часть общей культуры.
Контркультура Это субкультура, которая противостоит доминирующей культуре, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Синквейн Культура Элитарная, народная, Обогащает, просвещает, воспитывает Приятно общаться с культурным человеком Наследие
Неформалы свободные, независимые собираются, отрицают, выделяются Пытаются противопоставить себя обществу. молодежь Синквейн