Роды и виды художественного произведения цельпредметсодержаниеязыкжанры Лирика Изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях Внутренний мир человека Внутренний мир поэта, его духовная жизнь, художественное освоение характерных состояний, чувств и мыслей Иносказательное значение слов, символика, образность. Особая организация языка: рифма, ритм, размер Ода, элегия, стихотворе ние, песня, дума, послание, эпиграмма, эпитафия Эпос Изображение человеческой личности во взаимодействии с другими людьми и событиями Реальная действительность: характеры, события, бытовая и природная среда, в которой существуют и взаимодействуют герои Объективное содержание реальной действительности и ее творческая переработка (художественно типизированнные характеры и обстоятельства). Повествование о судьбе человека Описательно – повествовательная структура, особо организованная система предметно – изобразительных деталей, раскрывающих характеры Рассказ, очерк, новелла, повесть, роман, роман - эпопея Драма Изображение человеческой личности в действии, конфликте Реальность, представленная через характеры людей, проявляющиеся в их целенаправленных действиях Аналогично эпосуМонологи и диалоги, произведения предназначены для сценического исполнения Трагедия, драма, комедия, мелодрама, фарс объёмобъём
Жанровые формы Лирическое стихотворение Пейзажная лирикаГражданская лирикаЛюбовная лирикаДружеская лирикаФилософская лирика Роман Семейно-бытовой Социально- психологический ИсторическийФилософскийЛюбовный
Тема Круг событий или явлений, лежащий в основе художественного произведения, Предмет художественного отображения Проблема Острое противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным Личность – общество Творец – искусство Человек – история Человек – человек Человек – природа Личность – общество Творец – искусство Человек – история Человек – человек Человек – природа Конфликт Столкновение характеров и обстоятельств, взглядов, принципов жизни
Композиция Пролог Вступление, в котором повествуется о событиях прошлого Экзпозиц ия Общий фон действия завязка Событие, благодаря которому происходят последующие события Развитие действия Ход событий Кульмин ация Решающее столкновение действующих сил Развязка Результат развития действия Эпилог Заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий
Основные методы
РеализмРомантизм Типический герой в типических обстоятельствах. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Предельная точность отражения действительности. Создаётся двоемирие. Человек в многообразных связях с миром.Личность предоставлена сама себе, независимо от среды и условий, самоценна. Герой ищет способ разрешения конфликта в действительности. Герой, вступая в конфликт, уходит от действительности. События тесно связаны с прошлым и будущим. Нет случайных событий. Происходящее – фрагмент между неизвестным прошлым и будущим Автор стремится к объективности.Автор не стремится воссоздать объективный мир. Характер героя представлен многогранно.Характер героя не изменяется, представлен несколькими чертами. Время конкретное, близкое к реальному, ориентированное относительно исторического. Время условное. Причины происходящего в реальной действительности. Судьба – прямое следствие поступков. В реальной действительности нет причин для явлений и поступков Счастье вполне достижимо.Счастье полагается недостижимым.
Литературные направления Классицизм в России 30-е годы 18 века Черты: Культ разума, а не чувства Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое Строгая сюжетно – композиционная организация Жизненные явления преобразуются как существенные для общества Характеры героев прямолинейны, положительные и отрицательные, противопоставляются Идеализация героев, абсолютизация идей Обращение к гражданской и общественной проблематике, человек должен служить обществу и государству. Преобладание национально – исторической тематики Развитие жанра оды (Ломоносов «На день восшествия на престол…», Державин «Фелица») В драматургии: конфликт чести и долга, трагический финал(Сумароков «Дмитрий Самозванец»),сатирическая направленность (Фонвизин «Недоросль»)
Сентиментализм в России 60 – 70 годы 18 века Черты: Культ чувства, природы В основе эстетики подражание природе, протест против испорченности общества (город - зло) Обрисовка характеров и их оценка автором Субъективный подход к миру Культ врожденной нравтвенной чистоты Утверждается богатый внутренний мир низших сословий Сильная нравоучительная установка Просветительский характер Введение разговорных форм Жанры: сентиментальная повесть (Карамзин «Бедная Лиза»), послания (Карамзин «Письма русского путешественника»), элегия (ранний Жуковский)
Романтизм в России Первая четверть 19 века Черты: Исключительный герой в исключительных обстоятельствах, немотивированность его действий Доминанта субъективного над объективным Стремление не воссоздать, а пересоздать действительность Провозглашение сложной человеческой личности, глубоко индивидуальной Интерес ко всему экзотическому (история, дальние страны (Кавказ), фольклор) Тяготение к фантастике, фатализм Стремление личности к абсолютной свободе, духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира, мучительное переживание разлада с действительностью Вольнолюбие и борьба Социальное звучание общеромантических мотивов Литературные формы: южные поэмы Пушкина, баллады Жуковского (Светлана), элегическая и пейзажная лирика Батюшкова, поэтов – декабристов, Жуковского.
Реализм в России 19 век Черты: Типичный герой в типичных обстоятельствах, воссоздание жизни в формах самой жизни Стремление к широкому охвату действительности в её противоречиях и закономерностях развития Человек отображается во взаимодействии со средой. Внутренний мир героя несёт на себе черты времени Историческая точка зрения на жизнь Большое разнообразие художественных форм Этапы развития: 1.Просветительский реализм (Фонвизин, Радищев, молодой Крылов) 2.Синкретический реализм (реалистические и романтические мотивы: Грибоедов «Горе от ума», Пушкин, Лермонтов «Герой нашего времени») Критический реализм – обличительная направленность, решительный разрыв с романтической традицией: Гончаров «Обломов», Тургенев, Некрасов, Островский Соцреализм - революционная направленность, преобразование общества (Горький)