Урок-семинар по разделу: «Принципы русской орфографии»
Цели: Активизировать и систематизировать знания учащихся по разделу «Орфография». Умение анализировать, обобщать, синтезировать, применять на практике изученный материал. Воспитывать любовь к слову, положительное отношение к знаниям.
Эпиграф к уроку Если ты учишь, старайся быть кратким, чтоб разум послушный тотчас понял слова и хранил бы их в памяти вечно. Гораций - древнегреческий поэт Гораций - древнегреческий поэт
Опорные знания -Что называется орфографией? -Что называется орфографией? -Какова история русской орфографии? -Какова история русской орфографии? -На какие принципы делится русская орфография? -На какие принципы делится русская орфография? -Что обеспечивают правила орфографии? -Что обеспечивают правила орфографии?
Яков Карлович Грот г.
Орфография предельно упрощает чтение, Орфография предельно упрощает чтение, делает его беглым и лёгким. Поэтому она и заслуживает благодарности всех читающих. Орфография не только помогает быстрее Орфография не только помогает быстрее читать, она позволяет быстрее сосредоточиться на содержании, позволяет читать, не замечая, как написан текст. Не будь орфографии, мы всё время бы разглядывали одежду слова, не замечая самого слова. М. Панов М. Панов
Грустные вести Пришло письмо мне, Гляжу - из лагеря, от Мишки... «Здесь чудный лу к, и я л и жу», -Написано в письмишке. Лук лижет? Что за чудеса? Наверно, шутит плут. Читаю дальше: «Здесь л и са, красивый длинный пру т », - И что такое он плетет- Не разберусь, хоть тресни: «Когда отряд идет в поход, я зап и ваю песни. На днях в л и су нашел я гру с ть, и очень был доволен». Нет, нет, не шутит он! Боюсь, Мой друг серьезно болен! Вернется - надо подлечить: Заставить правила учить.
1.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова -Каким образом можно проверить написание безударной гласной ? -Каким образом можно проверить написание безударной гласной ? -Как не ошибиться в написании непроверяемых гласных? -Как не ошибиться в написании непроверяемых гласных?
2.Чередующиеся гласные в корне слова 1.Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем. 1.Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем. 2.Написание гласных, зависящее от ударения. 2.Написание гласных, зависящее от ударения. 3.Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за корнем. 3.Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за корнем. Написание гласных, зависящее от значения слова. Написание гласных, зависящее от значения слова.
Арбатский дворик А годы проходят, как песни. Иначе на мир я гляжу. Во дворике этом мне тесно, И я из него ухожу. Ни почестей и ни богатства Для дальних дорог не прошу, Но маленький дворик арбатский С собой уношу, уношу. В мешке вещевом и заплечном Лежит в уголке небольшой Не слывший, как я, безупречным Тот двор с человечьей душой Сильнее я с ним и добрее. Что нужно ещё? Ничего. Я руки озябшие грею О теплые камни его.
3.Гласные о, е,ё после шипящих -В каких частях речи встречается данная орфограмма? -В каких частях речи встречается данная орфограмма? - Каковы условия выбора орфограммы? - Каковы условия выбора орфограммы?
4.Правописание сомнительных и непроизносимых согласных -Как проверить сомнительную согласную? -Как не ошибиться при написании слов с непроизносимыми согласными?
5. Двойные согласные -Как часто встречаются двойные согласные -Как часто встречаются двойные согласные -Рассказать о написании двойных согласных в корнях исконно русских и заимствованных слов. -Рассказать о написании двойных согласных в корнях исконно русских и заимствованных слов. -Написание СС -Написание СС
Обращение языка
11.Домашнее задание. Написать эссе на тему: «Нужна ли грамотность современному человеку?» Написать эссе на тему: «Нужна ли грамотность современному человеку?»