Готовность ребенка к обучению в школе Подготовила Подготовила студентка студентка группы группы ВНО-112 ВНО-112 Ковылова В.Н. Ковылова В.Н.
Вопрос : Что такое готовность ребенка к обучению в школе? Ответ : Готовность ребенка к обучению в школе – это тот уровень развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы. Ответ : Готовность ребенка к обучению в школе – это тот уровень развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы.
Вопрос : Какие составляющие школьной готовности ? Ответ : В понятии « готовность к школе « объединяют физиологический аспект (состояние здоровья ребенка ), личностный аспект ( социально – психологический ) и собственно психологический аспект. Ответ : В понятии « готовность к школе « объединяют физиологический аспект (состояние здоровья ребенка ), личностный аспект ( социально – психологический ) и собственно психологический аспект.
1. Физиологическая готовность ребенка к школе. Физиологическая готовность ребенка к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Физиологическая готовность ребенка к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности проводят медики. Оценку физиологической готовности проводят медики.
2. Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Личностная готовность ребенка к обучению в школе определяется сформированностью внутренней позиции школьника. Личностная готовность ребенка к обучению в школе определяется сформированностью внутренней позиции школьника. Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей т стремлений ребенка, связанных со школой т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенка, как его собственная потребность ( « Хочу в школу « ). Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей т стремлений ребенка, связанных со школой т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенка, как его собственная потребность ( « Хочу в школу « ).
Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Наличие внутренней позиции школьника (Л.И. Божович, 1968) обнаруживается в том, что ребенок проявляет положительное отношение к школьно – учебной деятельности в целом, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением, т. е. у ребенка сформирована учебная, а не игровая мотивация. Наличие внутренней позиции школьника (Л.И. Божович, 1968) обнаруживается в том, что ребенок проявляет положительное отношение к школьно – учебной деятельности в целом, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением, т. е. у ребенка сформирована учебная, а не игровая мотивация. Такая положительная направленность ребенка на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьную – учебную действительность, принятия им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Такая положительная направленность ребенка на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьную – учебную действительность, принятия им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Уровень личностной готовности ребенка к обучению определяется психологом посредством проведения бесед, наблюдения и диагностического (тестового ) исследования ребенка. Уровень личностной готовности ребенка к обучению определяется психологом посредством проведения бесед, наблюдения и диагностического (тестового ) исследования ребенка.
Проведение психологической диагностики школьной готовности. Психологическая диагностика школьной готовности проводится педвгогом – психологом с применением тестовых методов. Психологическая диагностика школьной готовности проводится педвгогом – психологом с применением тестовых методов. Благодаря тестированию можно определить : Благодаря тестированию можно определить : - Характер самооценки (завышенная, заниженная, адекватная). - Характер самооценки (завышенная, заниженная, адекватная). - Сформированность мотивов учения (доминирующие мотивы). - Сформированность мотивов учения (доминирующие мотивы). - Отношение к школе (положительное, отрицательное). - Отношение к школе (положительное, отрицательное).
3. Психологическая (интеллектуальная ) готовность ребенка к обучению в школе. Психологическая (интеллектуальная ) готовность ребенка обучению в школе отражает общий уровень психологического развития ребенка и представляет собой готовность к усвоению материала школьной программы. Психологическая (интеллектуальная ) готовность ребенка обучению в школе отражает общий уровень психологического развития ребенка и представляет собой готовность к усвоению материала школьной программы.
Психологическая (интеллектуальная ) готовность ребенка к обучению в школе. Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе характеризуется развитием мышления, памяти, внимания, волевой сферы. Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе характеризуется развитием мышления, памяти, внимания, волевой сферы. Уровень интеллектуальной готовности ребенка к обучению определяется психологом посредством проведения бесед, наблюдения и диагностического ( тестового ) исследования ребенка. Уровень интеллектуальной готовности ребенка к обучению определяется психологом посредством проведения бесед, наблюдения и диагностического ( тестового ) исследования ребенка.
Проведение психологической диагностики школьной готовности. Проведение психологической диагностики школьной готовности проводится педагогом – психологом с применением тестовых методов. Проведение психологической диагностики школьной готовности проводится педагогом – психологом с применением тестовых методов. Благодаря тестированию можно определить : Благодаря тестированию можно определить : - Уровень развития мышления ребенка ( умение найти сходство – различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки,связанные сюжетом, в нужной последовательности, общую осведомленность ребенка об окружающем мире ). - Уровень развития мышления ребенка ( умение найти сходство – различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки,связанные сюжетом, в нужной последовательности, общую осведомленность ребенка об окружающем мире ). - Развитие речи ( богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т. п. ). - Развитие речи ( богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т. п. ). - Уровень развития произвольного внимания ( умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь ). - Уровень развития произвольного внимания ( умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь ).
Проведение психологической диагностики школьной готовности. Благодаря тестированию можно определить : Благодаря тестированию можно определить : - Уровень развития памяти. - Уровень развития памяти. - Уровень развития мелкой моторики ( готовность руки к письму ). - Уровень развития мелкой моторики ( готовность руки к письму ). - Умение действовать по инструкции. - Умение действовать по инструкции.
Ребенка считают не готовым к школе если он : - настроен исключительно на игру; - настроен исключительно на игру; - чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; - чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; - не умеет сосредоточиться на задании. Понять словесную инструкцию; - не умеет сосредоточиться на задании. Понять словесную инструкцию; - мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы. Не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.; - мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы. Не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.; - имеет серьезные нарушения речевого развития. - имеет серьезные нарушения речевого развития.
Рекомендации для родителей будущих первоклассников. Уважаемые родители, не только воспитатели и психологи могут проводить с ребенком работу по подготовки его к школьному обучению. Это можете делать и вы сами ! Уважаемые родители, не только воспитатели и психологи могут проводить с ребенком работу по подготовки его к школьному обучению. Это можете делать и вы сами ! Развитие мелкой моторики способствует лепка из пластилина ( из глины или теста ), вырезание ножницами ( конечно, под вашим наблюдением), собирание конструктора. Развитие мелкой моторики способствует лепка из пластилина ( из глины или теста ), вырезание ножницами ( конечно, под вашим наблюдением), собирание конструктора. Развить речь ребенка можно заучивая с ним стихотворения и проговаривая скороговорки. Развить речь ребенка можно заучивая с ним стихотворения и проговаривая скороговорки. Говорите с ребенком о тех предметах, которые его окружают, просите, чтобы он находил в них сходства и различия, расширяйте его эрудированность и кругозор. Говорите с ребенком о тех предметах, которые его окружают, просите, чтобы он находил в них сходства и различия, расширяйте его эрудированность и кругозор. Большую роль в формировании позиции школьника играет и Ваше отношение к школе. Важно, чтобы Вы подчеркивали значимость школьного обучения, заданий, которые дает ребенку учитель. Беседы с ребенком о школе, посещение открытых уроков и школьных мероприятий – все это способствует развитию у ребенка положительного отношения к обучению. Большую роль в формировании позиции школьника играет и Ваше отношение к школе. Важно, чтобы Вы подчеркивали значимость школьного обучения, заданий, которые дает ребенку учитель. Беседы с ребенком о школе, посещение открытых уроков и школьных мероприятий – все это способствует развитию у ребенка положительного отношения к обучению.
Важно ! При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс. Но вполне возможно, что при поступлении в школу повышенного уровня образования (гимназия, лицей др. ) ребенку предстоит тестирование. При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс. Но вполне возможно, что при поступлении в школу повышенного уровня образования (гимназия, лицей др. ) ребенку предстоит тестирование.
Источники. 1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. комплексная диагностика гтовности детей к обучению в школе: 1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. комплексная диагностика гтовности детей к обучению в школе: Учебно – методическое пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Учебно – методическое пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, раздел Начальная школа. Подготовка к школе ). 2. раздел Начальная школа. Подготовка к школе ).
Спасибо за внимание !