Тематический план научных исследований Института экономики и управления (г. Пятигорск) на г.г Правовые проблемы государства и предпринимательства в экономической сфере (на примере туристических кластеров Северо- Кавказского федерального округа)
ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР (ТУРИСТСКО- РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР) Сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. Цель создания туристического кластера – повысить конкурентоспособность территории на туристическом рынке за счет синергетического эффекта, в т.ч.: повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулирования инноваций, стимулирования развития новых направлений. Создание туристического (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.
О проекте В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. 833 «О создании туристического кластера в Северо- Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» под управлением ОАО «Курорты Северного Кавказа» в 2011–2020 годах будет развернут масштабный проект строительства пяти новых курортов мирового класса, которые по уровню сервиса и технической оснащенности будут сравнимы с самыми популярными спортивными курортами мира: Park City и Vail (США), Les Arcs и Val Thorens (Франция), Ischgl (Австрия), Zermatt и Gstaad (Швейцария), Sella Ronda (Италия).
В ходе реализации проекта будет достигнуто ряд целей, значимых как для экономики и социальной сферы Северного Кавказа, так и для всей Российской Федерации. Среди них: –снятие острой социальной напряженности в регионе за счет создания порядка новых рабочих мест (а при полной реализации потенциала, по предварительным оценкам экспертов до ), повышение благосостояния местного населения; –обеспечение устойчивого развития территории, вероятный двукратный рост региональной экономики, в том числе за счет привлечения частных и государственных инвестиций, а также налоговых поступлений; –формирование позитивного имиджа Северного Кавказа как крупнейшего центра горнолыжного туризма в России и в мире, гостеприимного и безопасного региона; –создание уникальной, диверсифицированной по туристическим специализациям сети курортов, сочетающей горнолыжный и бальнеологический профиль, с перспективой развития сегмента климатического туризма.
Достижение данных целей возможно благодаря ряду причин, выступающих гарантиями эффективности проекта. К таким факторам относятся: –высочайшие темпы роста туристической индустрии во всем мире, большой экономический потенциал и мультипликативное влияние туризма на сопредельные отрасли местной экономики: торговлю, транспорт, связь, сельское хозяйство; –серьезный рекреационный потенциал региона, возможность организации круглогодичного использования курортов для разных видов отдыха; –уникальные природно-климатические условия Северного Кавказа; –традиционная сервисная специализация местной экономики, многолетний опыт работы населения в индустрии гостеприимства; –благополучная экологическая обстановка, безусловное соблюдение «зеленых стандартов» при строительстве курортов; –удобная международная транспортная доступность региона, возможность оперативного создания необходимых коммуникаций, энергетической и транспортной инфраструктуры, единой системы управления транспортом; –эффективное государственно-частное партнерство, привлечение средств из федерального бюджета, инвестиций коммерческих компаний и финансирование комплексного проекта за счет эффективных программ.
Вице-спикер нижней палаты парламента Светлана Журова внесла в Госдуму законопроект, которым предлагается определить в законодательстве об особых экономических зонах (ОЭЗ) понятия туристического кластера и управляющей компании такого кластера. В октябре 2010 года правительство приняло решение о создании на территории Северо- Кавказского федерального округа, Краснодарского края и Республики Адыгея шести особых экономических зон туристско- рекреационного типа, объединенных в туристический кластер. Но, как отмечает Светлана Журова, практическая реализация этого проекта осложняется отсутствием в действующем законодательстве понятий туристического кластера и его управляющей компании.