О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы СОКРАЩЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ И ФИНАНСОВЫХ ИЗДЕРЖЕК ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ, ПОВЫШЕНИЕ УДОБСТВА ДЛЯ РАБОТЫ ЗАКАЗЧИКОВ И ПОСТАВЩИКОВ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ
КАК БУДЕМ ДОСТИГАТЬ ПОСТАВЛЕННУЮ ЦЕЛЬ? Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы I.I. Изменения в законодательство 1 пакет изменений поэтапный переход на электронные процедуры определения поставщика решение проблемы «5%» для заказчиков с объемом закупок до 2 млн. руб. решение проблемы закупок территориальных и участковых комиссий упрощение закупок услуг по аренде недвижимого имущества устранение отдельных неточностей и неоднозначности формулировок (март-апрель 2014) 2 пакет изменений (май-июль 2014) Изменение в КОАП в части конкретизации ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе: - ответственность за планирование - ответственность за нормирование - и т.д.
КАК БУДЕМ ДОСТИГАТЬ ПОСТАВЛЕННУЮ ЦЕЛЬ? (продолжение) Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы I.I. Изменения в законодательство 3 пакет изменений урегулирование вопросов привлечения экспертов (4 квартал 2014) II. Создание библиотеки типовых контрактов (типовых условий контрактов) III. Введение реестра банковских гарантий IV. Введение нормирования закупок V.V. Разработка порядков определения НМЦК для наиболее сложных закупок, в том числе для КЖЦ Определение порядка и случаев банковского сопровождения контрактов VI.
4 План реализации контрактной системы на 2014 г. Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы
5 Часто задаваемые вопросы Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России Нормативные правовые акты по контрактной системе
закупка объявлена до 31 декабря 2013 г. Закупка объявлена и проведена в соответствии с Законом 94-ФЗ Закупка продолжается в соответствии с 94-ФЗ заключение контракта; внесение изменений; отмена закупки; рассмотрение заявок; и т.д. заключение контракта; внесение изменений; отмена закупки; рассмотрение заявок; и т.д. Письмо Минэкономразвития России от 5 марта 2014 г ее/д28и и ФАС России от 30 декабря 2013 г. АЦ/7864/14 Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы СОВМЕСТНЫЕ РАЗЬЯСНЕНИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ И ФАС РОССИИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Установленные в статье 56 сохранение объектов культурного наследия; реставрация музейных предметов и т.д. Установленные в статье 56 сохранение объектов культурного наследия; реставрация музейных предметов и т.д. Установленные Правительством РФ (постановление 1089) объекты атомной энергии; ядерный оружейный комплекс; питание образовательных учреждений; строительство > 150 млн. руб. Установленные Правительством РФ (постановление 1089) объекты атомной энергии; ядерный оружейный комплекс; питание образовательных учреждений; строительство > 150 млн. руб. Случаи проведения конкурса с ограниченным участием Дополнительные требования к участникам установлены в соответствии со статьей 31 установлены Правительством РФ (постановление 1089) Конкурс с ограниченным участием не проводится* Заказчик вправе провести конкурс с ограниченным участием* Письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 21 февраля 2014 г ЕЕ/Д28и, АЦ/6139/14 *В случае проведения иной процедуры, предусмотренной Законом 44-ФЗ дополнительные требования не устанавливаются! СОВМЕСТНЫЕ РАЗЬЯСНЕНИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ И ФАС РОССИИ Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы
порядок уголовного судопроизводства УПК РФ Экспертиза, специалисты, переводчики и т.д. Экспертиза, специалисты, переводчики и т.д. Письмо Минэкономразвития России от 27 декабря 2013 г ее/д28и и ФАС России от 30 декабря 2013 г. АД/53811/13 Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы СОВМЕСТНЫЕ РАЗЬЯСНЕНИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ И ФАС РОССИИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Положения Закона 44-ФЗ не применяются!
АЛГОРИТМЫ. ПОРЯДОК ВНЕДРЕНИЯ. ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ 9 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России
Контроль Коррупция Конкуренция Издержки Недостатки «бумажных» процедур Возможность фальсификации (подмена, преждевременное вскрытие заявок…) Манипуляции заказчика при оценке заявок (возможность «привести своего поставщика») Значительные трудозатраты на подготовку «бумажной» документации Сложность подачи заявок (доставка конверта в установленное время и место) ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ Затруднен контроль Низкая прозрачность Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы
Повышение прозрачности, открытости Снижение издержек Сокращение коррупционных рисков ЦЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ Электронные процедуры Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы
Электронные процедуры 13 Возможность подачи заявки 24 часа в сутки из любого региона Рост возможностей для контроля (автоматизированный контроль) 24 Простота, понятность, открытость, удобство Анонимность рассмотрения заявки, снижение рисков сговора ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы
ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР Открытый конкурс Конкурс с ограниченным участием Двухэтапный конкурс (в том числе с ограниченным участием) Запрос котировок Запрос предложений Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы
ОБЪЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы 238,4 Прогнозируемая доля электронных процедур (оценка) тыс. организаций 78 % от всех процедур Количество зарегистрированных заказчиков Прогнозируемый объем электронных процедур (оценка) млрд. руб. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЭТП ПОЗВОЛЯЕТ ОСУЩЕСТВИТЬ ПЕРЕХОД НА ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ БЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ
1 ИЮЛЯ 2014 ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ 1 ЯНВАРЯ ИЮЛЯ ЯНВАРЯ 2016 Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы Федеральные заказчики Заказчики субъектов РФ Муниципальные заказчики (городские округа, муниципальные районы) Муниципальные заказчики (сельские поселения)
ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ АЛГОРИТМОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы Анонимность подачи заявок Обезличенная оценка заявок по критерию качества Автоматическое формирование электронной площадкой итогового протокола Раскрытие информации о ценовых предложениях только в итоговом протоколе Информирование каждого участника только о результатах оценки его заявки и лучшей цене, введение «переторжки» Устраняются возможности для сговора участников Сокращается субъективизм оценки заявок Как предполагается реализовать Сокращается риск преднамеренных искажений и случайных ошибок Уменьшается возможность «подгонки» итогового результата под своего поставщика Развитие возможностей для добросовестной конкуренции Что достигается
АЛГОРИТМ открытый конкурс Участник закупки Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы Комиссия заказчика Оператор ЭТП Условные обозначения ИЛЛЮСТРАТИВНО 20 дней1 час не более 3 дней 10 дней Обжалование в ФАС ! ! Извещение Контракт Подача заявок Рассмотрение 1 части заявки «Переторжка» Рассмотрение 2 части заявки Подготовка и публикация итогов 1 часть 2 часть Квалификация Сведения об участнике Предложения по качеству (не содержит сведений об участнике закупки) Протокол 1 Допуск к участию в конкурсе Анонимная оценка предложений участников закупки по качеству Допуск / недопуск Лучшая цена контракта Полученные балы (только персональные) Информация в личном кабинете участника Протокол 2 Итоговый протокол (формируется автоматически) Раскрытие ценовых предложений Расчет итогового рейтинга каждого участника Прим. Члены комиссии проверяют и подписывают ЭЦП итоговый протокол 5 дней 3 дня Окончательная цена Возможность улучшить свое ценовое предложение Оценка по квалификации ИТОГО на процедуру: 39 – 41 день 1 час Предложение о цене контракта и расходах на эксплуатацию
АЛГОРИТМ конкурс с ограниченным участием Участник закупки Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы Комиссия заказчика Оператор ЭТП Условные обозначения ИЛЛЮСТРАТИВНО 20 дней1 час не более 3 дней 10 дней Обжалование в ФАС ! ! Извещение Контракт Подача заявок Рассмотрение 1 части заявки «Переторжка» Рассмотрение 2 части заявки Подготовка и публикация итогов 1 часть 2 часть Сведения об участнике Предложение о цене контракта и расходах на эксплуатацию Предложения по качеству (не содержит сведений об участнике закупки) Протокол 1 Допуск к участию в конкурсе Анонимная оценка предложений участников закупки по качеству Допуск / недопуск Лучшая цена контракта Полученные балы (только персональные) Протокол 2 Итоговый протокол (формируется автоматически) Раскрытие ценовых предложений Расчет итогового рейтинга Прим. Члены комиссии проверяют и подписывают ЭЦП итоговый протокол 5 дней 3 дня Оценка и допуск по квалификации ИТОГО на процедуру: 39 – 41 день + Документация для квалификационного отбора Информация в личном кабинете участника Окончательная цена Возможность улучшить свое ценовое предложение 1 час
АЛГОРИТМ двухэтапный конкурс Извещение Контракт Участник закупки Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы Комиссия заказчика Подача предварительных заявок Обсуждение и уточнение документации Оператор ЭТП Условные обозначения ИЛЛЮСТРАТИВНО Предложения об объекте закупок (без цены) 20 дней не менее 39 дней Электронный конкурс I этап II этап Прим. процедура аналогична проведению открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием 20 дней Обжалование в ФАС ! 5 дней Предложения участников Уточнение конкурсной документации ИТОГО на процедуру: 84 – 86 дней
АЛГОРИТМ запрос котировок Извещение Контракт Участник закупки Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы Комиссия заказчика Подача заявок Рассмотрение заявок Оператор ЭТП Условные обозначения ИЛЛЮСТРАТИВНО Направление заказчику заявок Согласие на исполнение контракта 5-7 дней 1 час 1 день допуск/ недопуск Заявки ранжированные по цене Прим. процедура происходит автоматически в течении 1 часа с момента окончания приема заявок 10 дней Протокол комиссии Предложение о цене контракта Сведения об участнике ИТОГО на процедуру: 17 – 19 дней
12 АЛГОРИТМ запроса предложений Контракт Участник закупки Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы Комиссия заказчика Направление запроса Оценка комиссией Оператор ЭТП Условные обозначения ИЛЛЮСТРАТИВНО 5 дней 1 день Подача заявки в соответствии с критериями установленным в извещение Извещение Условия исполнения лучшей заявки Протокол 1 Направление запроса Направление окончательных заявок Подведение итогов Итоговый протокол 1 день 7 дней ИТОГО на процедуру: 16 дней документация
АЛГОРИТМ последствий уклонения победителя от заключения контракта Участник закупки Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы Комиссия заказчика Направление победителю проекта контракта Оператор ЭТП Условные обозначения Победитель Теряет обеспечение (обеспечение заявки «заблокировано» до момента заключения контракта) Вносится в реестр недобросовестных поставщиков Уклонился от заключения контракта Обязан заключить контракт ! 2-е место Уклонился от заключения контракта Вправе заключить контракт ! контракт Проведение новой процедуры ИЛЛЮСТРАТИВНО
АЛГОРИТМ последствия признания конкурса несостоявшимся Участник закупки Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы Комиссия заказчика Оператор ЭТП Условные обозначения ИЛЛЮСТРАТИВНО Внесение изменений в извещение Извещение Подача заявок Рассмотрение заявок 1 часть 2 часть Предложения по качеству (не содержит сведений об участнике закупки) Протокол 1 Протокол 2 признан несостоявшимся: все участники признаны несоответствующи ми требованиям; не подано заявок 20 дней 10 дней Внесение изменений в извещение 5 дней Проведение новой процедуры Предложение о цене контракта и расходах на эксплуатацию Протокол 1 Протокол 2 Протокол 1 Протокол 2 признан несостоявшимся: все участники признаны несоответствующи ми требованиям; не подано заявок признан несостоявшимся: все участники признаны несоответствующи ми требованиям; не подано заявок Рассмотрение заявок Рассмотрение заявок Квалификация Сведения об участнике Банковская гарантия Не более 12 дней
Внести изменения в 44-ФЗ ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ Внести изменения в регламенты работы площадок Доработать официальный сайт (zakupki.gov.ru) Доработать электронные площадки Учесть изменения законодательства при отборе новых площадок Внедрить электронные банковские гарантии Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы
Провести обучение, методическое сопровождение, популяризацию ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Повысить ответственность операторов электронных площадок за обеспечение устойчивой работы и конфиденциальность Внедрить возможность электронной подачи жалоб Принять «Антитроллинговые меры» (введение платы за подачу жалоб) Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы
26 Благодарю за внимание!