«Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода на группах раннего возраста» Шалкина Елена Валентиновна, старший воспитатель Илютина Галина Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 13»
Предметно-развивающая среда Ведущим условием для формирования позитивной гендерной идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинных и феминных качеств в поведении выступает
«Концепция дошкольного воспитания» В.В. Давыдов, В.А Петровский «Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении» Петровского В.А. (1993 г.) СанПиН – 10, раздел VI Требования к оборудованию и его размещению в помещениях дошкольных организациях НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА
Факторы, учитывающиеся при организации предметно-развивающей среды акцентом гендерного подхода содержание среды должно быть простроено в соответствии с основными элементами социальной культуры; ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную); учитываются как возрастные, так и социально- психологические особенности ребенка; (обеспечивается оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей); учитывается возрастная и гендерная адресованность оборудования и материалов.
Проблемные стороны организации предметно – развивающей среды в ДОУ 1.Общество динамично в своих изменениях, в отличие от медленных темпов данного процесса в предметно- развивающей среде. 2.Отсутствие в программно-методическом обеспечении методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды с учётом гендерного подхода. 3.Дисбаланс предметной среды в сторону преобладания так называемых «девчоночных» материалов и пособий.
Основные ориентиры, при организации предметно- развивающей среды, с учётом гендерного подхода: учёт гендерного пространства группы (количество мальчиков и количество девочек); учёт этапов развития гендерной идентичности мальчиков и девочек; учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков. Основные ориентиры, при организации предметно-развивающей среды, с учётом гендерного подхода:
Примерный перечень уголков игр и игрушек для мальчиков и девочек Примерный перечень уголков игр и игрушек для мальчиков и девочек РАННЕГО ВОЗРАСТА Уголок игр и игрушек для мальчиков: Модели транспорта разных цветов и размеров. Сборные модели транспорта. Фигурки людей и животных. Разрезные картинки из 8-12 частей с изображениями машин. Пазлы с изображением машин. Автомобильные каталоги и проспекты автосалонов. Металлический конструктор. Уголок игр и игрушек для девочек: Куклы разного размера и комплекты одежды для них. Наборы мебели и посуды для кукол. Разрезные картинки из 8-12 частей и пазлы с изображением кукол. Плоскостные изображения кукол и комплектов одежды для них. «Каталоги» модной одежды и акссесуаров
Основные ориентиры, при организации предметно- развивающей среды, с учётом гендерного подхода: Предметная среда не должна быть самоцелью, создаваться исключительно «для красоты», без учета детской деятельности.
Основные ориентиры, при организации предметно- развивающей среды, с учётом гендерного подхода: