Из опыта работы учителя в логике мыследеятельностного подхода на уроках литературы Глухова Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы ЛГ МБОУ «СОШ 4» (г.Лангепас, ХМАО-Югра Тюменской области)
Диагностика и развитие базовой способности «понимание в коммуникации» (выявление оснований суждения) Класс: 9 Способ: анализ 2 поэтических текстов, отражающих разное впечатление от одного объекта Предметный уровень: объект, предмет изображения, тема и идея текста, выражение точки зрения автора в лирике Уровень способностей: различение оснований точек зрения, выстраивание отношения к точке зрения другого
Уровни владения этим способом Нулевой: ребенок не видит разности впечатлений двух авторов, выраженных в лирических текстах ; не может определить тему, идею произведения. Низкий: осознает, что один объект рождает разные впечатления, однако сформулировать и обосновать эту разницу не может. Средний: выделяет основания разных точек зрения через формулирование темы, идеи поэтических текстов. Высокий: создает оригинальный текст, отражающий его собственное впечатление от предмета
Царскосельская статуя Стихотворение А.С.ПушкинаСтихотворение А.А.Ахматовой Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева, над вечной струёй, вечно печально сидит. Уже кленовые листы На пруд слетают лебединый, И окровавлены кусты Неспешно зреющей рябины. И, ослепительно стройна, Поджав незябнущие ноги, На камне северном она. Сидит и смотрит на дороги. Я чувствовала смутный страх Пред этой девушкой воспетой. Играли на её плечах Лучи скудеющего света. И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюблённой… Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой.
Фиксация первых впечатлений от стихов, ассоциаций А.С.ПушкинА.А.Ахметова Торжественное настроение, Вечность, античность (размер стиха- гекзаметр), древние греки… Разные эмоции: светлая грусть, восторженное любование, легкий укол ревности – противоречивость чувств… Женские стихи, любовное переживание…
Выделение ключевых слов Стихотворение А.С.ПушкинаСтихотворение А.А.Ахматовой Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева, над вечной струёй, вечно печально сидит. Уже кленовые листы На пруд слетают лебединый, И окровавлены кусты Неспешно зреющей рябины. И, ослепительно стройна, Поджав незябнущие ноги, На камне северном она. Сидит и смотрит на дороги. Я чувствовала смутный страх Пред этой девушкой воспетой. Играли на её плечах Лучи скудеющего света. И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюблённой… Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой.
Ход обсуждения А.С.ПушкинА.А.Ахметова Описание статуи: словесное описание скульптуры, содержащее высокую поэтическую окраску Размер стиха: гекзаметр (высокий стиль, античность) ЛГ: лишь его взгляд, впечатление, размышление ??? Описание статуи: при помощи слов с предметно-логическим значением Размер стиха: ямб (напевная интонация) ЛГ: «Я», молодая женщина Мужской образ: пред этой девушкой воспетой, восторг твоей хвалы влюбленной - поэт - Пушкин
Итоги обсуждения А.С.ПушкинА.А.Ахметова Объект описания: фонтан «Девушка с кувшином» в Екатерининском парке Царского Села Предмет: чувства, вызванные статуей; впечатление поэта Тема стихотворения: Прекрасная статуя, напоминающая об античности Идея: Выражение ощущения гармонии, восторга перед гармонией, на которой основан мир, мысль о вечности прекрасного. Объект описания: фонтан «Девушка с кувшином» в Екатерининском парке Царского Села Предмет: чувства, вызванные статуей; впечатление поэта Тема стихотворения: прекрасная статуя, которую воспел Пушкин Идея: Сложное переживание восхищения статуей и любви к поэту, воспевшему ее. Вернемся к первым впечатлениям, зафиксированным учащимися одним предложением – обмен, место для порождения собственного текста.
Алгоритм действий педагога 1. Фиксация первых впечатлений от статуи. 2. Чтение двух стихотворений. 3. Фиксация первых впечатлений от стихов, ассоциаций. 4. Выявление идейного содержания стихов через выделение ключевых слов, образов. 5. Организация обсуждения стихов с целью сравнения по позициям: - есть ли описание статуи? - каков стихотворный размер? - каков лирический герой? - что можно сказать о мужском образе во втором стихотворении? 6. Подведение итогов обсуждения. Определение объекта, предметов описания, темы и идеи двух стихотворений. 7. Возвращение к первым впечатлениям, зафиксированным учащимися одним предложением – обмен, 8. Предложение написать собственный текст, развив и углубив первое впечатление
Алгоритм действий учащегося 1. Записывает первое впечатление от статуи. 2. Читает два стихотворения. 3. Фиксирует свои первые впечатления от стихов, ассоциации и соотносит с другими мнениями. 4. Выделяет ключевые слова, образы. 5. Высказывает свою точку зрения при обсуждении стихов, соотносит с другими точками зрения. 6. Определяет объект, предмет описания, тему и идею двух стихотворений, соотносит с другими точками зрения. 7. Возвращается к своему первому впечатлению. 8. Пишет собственный текст, развив и углубив первое впечатление.