Работу выполнила Требина Татьяна, 9а класс
Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного города Павловский Посад.
Павлово-Посадские набивные платки шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в х гг. «Павловопосадская платочная мануфактура» выпускает ежегодно около 400 видов изделий из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка.
Рождение Павлово- Посадского платка произошло в конце 17 столетия, благодаря русским мастерам. Вскоре платок не только стал самым популярным головным убором российских красавиц, но и приобрел негласный статус «визитной карточки нашей страны», получил всемирную известность.
С рисунка (крока) начинается работа над каждым новым изделием, и от того, насколько верно выбраны композиционное решение и колористическая гамма, зависит его дальнейшая судьба. Как только рисунок утвержден, к работе над ним подключаются колористы. Их задача подобрать рецепты печатных красок, добиваясь как можно более точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью. Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах колоритах. Печать осуществляется на печатных столах с автоматическими печатными каретками и многокрасочных печатных машинах.
Шали и платки «павлопосадские» - это буйство пышных букетов садовых и полевых цветов по углам платка и гирлянды по кайме, а также восточные орнаменты, имитирующие индийские и персидские шали.
По-прежнему популярен орнаментальный мотив «турецкие огурцы», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху. Преобладает молочно-белый, чёрный, красный, тёмно-синий, вишнёвый фон.
Некоторые элементы при росписи русские художники заимствовали из других культур, например, изображение цветов (лотос, ромашка), птиц, античных ваз и древних символов. Но, несомненно, основным лейтмотивом платков являлась жизнь русского народа.
Красочные композиции на платке вторят резным узорам на наличниках домов, вышивкам на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок и тесно вплетаются повседневный нелегкий быт простого народа. Такие платки и шали были излюбленным украшением в одежде, особенно у женщин купеческого сословия.