Р АЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ « БЕНЕФИЦИАРНОГО СОБСТВЕННИКА » В Р ОССИИ Ротова О.С. группа МНП2-1м магистратура 2 курс 29 марта 2014 г. Научная конференция «НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
ЦЕЛЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ Актуальность темы - определена глобализацией экономического пространства и курсом российской экономики на деофшоризацию. Цель данного выступления - рассмотреть историю развития концепции бенефициарного собственника в России
ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ 1. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ПРЯМЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АКТИВАМИ 2. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АКТИВОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ БЕНЕФИЦИАРНОГО СОБСТВЕННИКА В РОССИИ 4. ИНИЦИАТИВЫ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ В ОБЛАСТИ БЕНЕФИЦИАРНОИ ̆ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ЦБ РФ ОТ Т 6. РОССИЙСКАЯ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ПРЯМЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АКТИВАМИ Неблагоприятные последствиия и риски для собственников с точки зрения защиты их активов: утрата активов по требованиям кредиторов (в т.ч. супруга / супруги); утрата активов в связи с неблагоприятными событиями в отношении доверенных лиц, или недобросовестными деи ̆ ствиями с их стороны; отсутствие преемственности управления бизнеса и возможные в этои ̆ связи убытки; принцип наследования активов не в соответствии с волеи ̆ собственника (например, обязательным наследникам по россии ̆ скому праву); отсутствие конфиденциальности информации о личности собственника. Характерно для российской действительности: Владение акциями и долями напрямую, как держатели. Регистрация владения отдельных активов (в т.ч. акции ̆ и долеи ̆ компании ̆, недвижимости) на имя родственников или доверенных лиц.
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АКТИВОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ 1. Создание дополнительных технических и договорных ограничении ̆, препятствующих свободнои ̆ передаче акции ̆ / долеи ̆ россии ̆ ских компании ̆ и наложению взыскания на них. 2. Заключение брачного договора для устранения режима совместнои ̆ собственности супругов на случаи ̆ расторжения брака. 3. Составление завещания для обеспечения наследования активов бенефициара в соответствии с его пожеланиями (с учетом, однако, правил об обязательнои ̆ доле наследников по закону и применением соответствующих требовании ̆ о сроках, порядке принятия наследства и т.п.).
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ БЕНЕФИЦИАРНОГО СОБСТВЕННИКА Проект Гражданского кодекса ФЗ 415-ФЗ от «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерельного закона «О центральном депозитарии»» Письма Министерства финансов РФ No /1 от 30 декабря 2011 г., No от 1 апреля 2010 г. и другие Толкование концепции фактического получателя дохода, предложенное в Модельнои ̆ конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал Методические рекомендации к главе 25 НК РФ от года 134-ФЗ от года внес изменения в Федеральный закон от года 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Информационное письмо ЦБ РФ от Т По вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев»
ИНИЦИАТИВЫ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ В ОБЛАСТИ БЕНЕФИЦИАРНОИ ̆ СОБСТВЕННОСТИ (1 ИЗ 3) Бюджетное послание Президента РФ от «Риск для стабильности доходнои ̆ части бюджета по-прежнему представляет практика использования схем уклонения от уплаты налогов. В этои ̆ связи целесообразно реализовать следующии ̆ комплекс мер... Законодательно закрепить механизмы противодеи ̆ ствия использованию соглашении ̆ об избежании двои ̆ ного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операции ̆ с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которои ̆ заключено соглашение.» Послание Президента РФ В.В. Путина к Федеральному Собранию РФ от «Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. И нужно продумать систему, как эти деньги изъять»
ИНИЦИАТИВЫ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ В ОБЛАСТИ БЕНЕФИЦИАРНОИ ̆ СОБСТВЕННОСТИ (2 ИЗ 3) Основные направления налоговои ̆ политики на 2011 год и на плановыи ̆ период 2012 и 2013 годов (на 2012 год и плановыи ̆ период 2013 и 2014 годов, на 2013 год и плановыи ̆ период 2014 и 2015 годов) «Ограничение применения льгот, предусмотренных деи ̆ ствующими международными договорами об избежании двои ̆ ного налогообложения. Однои ̆ из важнеи ̆ ших мер в области налоговои ̆ политики будет являться внесение изменении ̆ в Кодекс в целях противодеи ̆ ствия использованию международных налоговых соглашении ̆ в неблаговидных целях, а также в целях создания налоговых стимулов для перехода организации ̆ из офшорных зон в юрисдикцию России ̆ скои ̆ Федерации. В частности, предполагается, что льготы и преференции, предусмотренные деи ̆ ствующими международными договорами, участником которых является России ̆ ская Федерация, не будут применяться в тех случаях, когда конечными бенефициарами таких льгот и преференции ̆ не являются резиденты стран – участников таких договоров.»
ИНИЦИАТИВЫ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ В ОБЛАСТИ БЕНЕФИЦИАРНОИ ̆ СОБСТВЕННОСТИ (3 ИЗ 3) Направления налоговой политики на 2014 год и плановый период годов: «дальнейшее совершенствование налоговой системы должно реализовываться в направлении настройки существующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, изъятия в бюджет сверхдоходов от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.» Два пункта из пяти направлений, касающихся изменения законодательства о налогах и сборах, напрямую затрагивают меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов: «противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций и совершенствование налогового администрирования».
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ЦБ РФ ОТ Т « ПО ВОПРОСАМ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ » (1 ИЗ 2) Глава I. Определение понятия «бенефициарный владелец» содержит ответы на следующие вопросы В отношении каких клиентов организациям необходимо принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев? В случае если владение клиентом либо контроль за действиями клиента осуществляется физическим лицом через третьих лиц, следует ли организациям устанавливать всех третьих лиц, владеющих клиентом либо имеющих возможность контролировать действия клиента? С учетом каких факторов организации принимают решение о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента? Может ли у клиента быть несколько бенефициарных владельцев или бенефициарным владельцем всегда является только одно физическое лицо? В каких случаях бенефициарным владельцем клиента юридического лица может быть признан единоличный исполнительный орган клиента?
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ЦБ РФ ОТ Т « ПО ВОПРОСАМ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ » (2 ИЗ 2) Глава II. Порядок идентификации бенефициарных владельцев содержит ответы на следующие вопросы Каким образом организациям следует исполнять требование Федерального закона о принятии обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев? Следует ли организациям устанавливать наличие у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона, а также проверять наличие сведений о бенефициарном владельце в перечне террористов и экстремистов? Вправе ли организации не проводить идентификацию бенефициарных владельцев в случае, если клиенту присвоен низкий уровень риска? Какие меры могут быть предприняты организацией в целях идентификации бенефициарных владельцев? Каким образом организации фиксируют сведения о результатах принятых мер по идентификации бенефициарных владельцев? Какие действия вправе предпринять организация в случае отказа клиента от предоставления информации о своем бенефициарном владельце?
РОССИЙСКАЯ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Постановление Президиума ВАС от 15 ноября 2011 года по делу «Северного Кузбасса»; Определение ВАС от 21 июня 2012 года по делу «Нарьянмарнефтегаз»; Апелляционное определение и Кассационное определение Московского Городского Суда от 25 декабря 2012 года 4г/ /12.
ИСТОЧНИКИ Послание Президента РФ Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию от // «Российская газета», 282, Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. СПС «Гарант» // Письма Минфин РФ от , от /1 Методические рекомендации налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли иностранных организаций от СПС «Референт». // Федеральный закон от 28 июня 2013 г. 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (с изменениями и дополнениями). СПС «Гарант». //
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!