Адаптация учащихся пятых классов
Общая характеристика возраста (младший подросток) Появление чувства взрослости. Ведущее личностное новообразование – становление нового уровня самосознания. Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля. Постепенная замена влияния семьи влиянием сверстников. Потребность в постоянной поддержке. Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. Подростковый возраст – этап находящийся между детством и юностью, охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет.
Основные задачи в период адаптации к 5 классу формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития; формирование умения учиться в новых условиях; развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов; формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; развитие ответственности и самостоятельности; развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства; развитие эмпатии; адаптационный период.
Новые условия обучения и воспитания Новое здание и разные кабинеты. Новый классный руководитель и учителя – предметники. Разные требования, стиль и методика обучения на уроках. Большой поток информации. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы. Новый коллектив сверстников. Новые правила и нормы поведения.
Изменения в поведении и психике ребенка возрастает тревожность; снижается работоспособность; повышается робость или напортив «развязность»; проявление неорганизованности и забывчивости; заболевания носят психосоматический характер; появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей; Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):
Кто успешнее адаптируется имеют достаточный уровень интеллектуального развития; умеет работать самостоятельно; умеет планировать свои действия; умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы; умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью; кто не делает трагедии из школьной оценки. Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:
Причины и следствие неполной адаптации Причины: продолжительная неуспеваемость; невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок; проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников; неудовлетворённость потребностей и желаний. Следствие (нарушения в личностной и функциональной сферах): низкая или напротив защитно-высокая самооценка; прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия; чувство беспомощности и обиды; формируется мотив избегания неудач; расстройство нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз); повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость; формирование чувства неполноценности; проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)
Рекомендации родителям в период адаптации к 5 классу Следить за здоровьем! Проявлять искренний интерес к школьным делам ребёнка. Неформальное общение в доброжелательной обстановке. Не требовать в первое время от ребёнка прежних результатов. Не наказывать и не унижать достоинства ребёнка ни словесно, ни физически. Не сравнивать и не ругать ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников. Не применять таких мер наказания, которые препятствуют формированию положительных эмоций и чувства удовольствия. Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей. Учить самостоятельности и самоконтролю постепенно. Поддерживать своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях. Проявлять терпение, выдержку, принимайте безусловно своих детей, любите их не за отметки, а просто так!
Журнал заботливых родителей