1
Теория цены Классическая (затратная) теория Теория предельной полезности Теория спроса и предложения
РЫНОК ПРЕДЛОЖЕНИЕ СПРОС ЦЕНА МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ МАКСИМИЗАЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ
ФУНКЦИИ ЦЕНЫ УЧЕТНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА СБАЛАНСИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТИМУЛИРУЮЩАЯ ПЕРЕРАСПРЕДИЛИТЕЛЬНАЯ
По сфере обслуживания экономики По степени участия государства в ценообразовании По стадиям ценообразования Транспортная составляющая в цене По характеру ценовой информации Цены оптовые на продукцию промышленно сти Цены закупочные на продукцию с/х Цены на продукцию строительства Тарифы транспорта Цены на потребительск ие товары Тарифы на услуги Цены внешне торговые -экспортные -импортные Цены рыночные - свободные - монопольные - демпинговые Цены регулируемые - фиксированные -предельные Оптовые изготовителя Оптовые отпускные Закупочные цены Розничные Франко-склад поставщика Франко-станция отправления Франко-вагон- станция отправления Франко-вагон- станция назначения Франко- станция назначения Франко-склад потребителя Цены фактических сделок твердые Аукцион ные -с последу ющей фиксацией -подвижные Биржевые Справочные -предложения -прейскурант ные Ценовые индексы -индивидуальный -сводный
Процесс ценообразования Издержки (себестоимость) предприятия Прибыль Снабженческо-сбытовая, или оптовая, наценка (скидка) Торговая надбавка (скидка) ИздержкиПрибыльИздержки Прибыль Оптовая(отпускная) цена предприятия Оптовая цена промышленности Розничная цена
Соотношение цены и количества проданного товара А на рынке Цена (Price) за единицу товара А в денежном выражении Спрос (Quantity) – количество проданного товара А QDx =f(Px, Рy,..., Рz, I, W, Тх, F, S, q) Взаимосвязь между объемом спроса на товар и определяющими его факторами отражена в общей функции спроса и может быть представлена следующей формулой:
Кривые спроса и предложения Р Q S S S1S1 S1S1 D D D1D1 D1D1 переход от общей функции спроса к функции спроса от цены QDx=f(Px).
Влияние неценовых факторов на спрос Товары-субституты (взаимозаменяемые) Товары- комплиментарные (взаимодополняемые) Цены взаимосвя занных товаров (услуг) Уровень денежных доходов покупателей Вкусы и предпочтения потребителей Потребительские ожидания Количество покупателей
Соотношение цены и количества предлагаемого к продаже товара А на рынке Цена за единицу товара А в денежном выражении Предложение товара QSx=f(Px,Py,…,Pz, K,L,N,q)
Факторы, влияющие на изменения в предложении Плата за производственные ресурсы Количество продавцов товара Налоги и дотации Уровень технологии производства Цены на другие товары QSx=f(Px,Py,… ,Pz, K,L,N,q)
Рыночная (равновесная) цена спроса и предложения Р Q S SD D Q2Q2 Q0Q0 Q1Q1 Е Р2Р2 Р0Р0 Р1Р1 избыток дефицит
Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой величины. Иными словами, эластичность есть число, которое показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой переменной на 1%. Степень ценовой эластичности Еd гдe Q1,Q2– объем продаж по старым (Р1) и новым (Р2) ценам. В зависимости от величины коэффициента ценовой эластичности спроса различают: · неэластичный спрос, при Ed < 1; · спрос единичной эластичности, при Еd = 1; · эластичный спрос, при Еd > 1.
. Абсолютно неэластичный спрос (Еd = 0) и абсолютно эластичный спрос (Еd ) Р Q (Еd ) (Еd = 0)
Спад производства Нестабильность экономической ситуации Монополия предприятия Ажиотажный спрос Увеличение массы денег в обращении Рост налогов Увеличение прибыли предприятия Улучшение качества товаров Соответствие моде Рост цены рабочей силы Низкая эффективность использования капитала, оборудования, рабочей силы, земли Рост производства Технический прогресс Снижение издержек производства и обращения Рост производительности труда Конкуренция Снижение налогов Расширение прямых связей Факторы, способствующие снижению цен Факторы, вызывающие рост цен
Факторы оказывающие влияние на цены 1. Финансово- кредитная система 6. Конкурентная среда 5. Участники каналов товародвижения 2. Потребители 4. Оптовая или розничная торговля 3. Государственное регулирование
Виды конкурентной среды Виды конкурентной среды Конкурентная среда, контролируемая рынком Конкурентная среда, контролируемая рынком Конкурентная среда, контролируемая фирмой Ценовая война