Изменения в нормативно- методическом обеспечении проектирования ООП По состоянию на 1 января 2014 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к переходу на ФГОС 3 + Рабочая встреча с заведующими обеспечивающими кафедрами, 6 декабря 2013 года.
Advertisements

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Технология государственной аккредитации образовательной деятельности Ефимова Елена Михайловна Ефимова Елена Михайловна.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Аспирантура (адъюнктура) как третий уровень высшего образования Соколова Марина Владиславовна референт Департамента государственной политики в сфере высшего.
Порядок разработки, утверждения и обновления основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры ФГБОУ ВПО «СамГТУ»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Федеральный закон от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ст. 2. Основные понятия.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Соколова Марина Владиславовна референт Департамента государственной политики в сфере высшего образования.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Об организации учебного процесса в НИТУ МИСИС в 2014/2015 учебном году В.Л. Петров.
Правовое регулирование отношений в сфере образования Гептина О.С., методист КГБОУ НПО ПЛ 2.
Ф едеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Информация по внесению изменений в ФГОС г.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Транксрипт:

Изменения в нормативно- методическом обеспечении проектирования ООП По состоянию на 1 января 2014 года

Вопросы: 1. Нормативно-методическое обеспечение федерального уровня 2. Локальные акты 3. ФГОС 3 и ФГОС Анализ ФГОС 3+ как основа проектирования ООП

1. Нормативно-методическое обеспечение федерального уровня 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( ) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (проект)

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( ) 6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; 7) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( ) 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; 10) примерная основная образовательная программа - учебно- методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( ) 22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся; 23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; 25) направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно- тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( ) 28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; 29) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. 4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации. 10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Статья 12. Образовательные программы 1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

Статья 12. Образовательные программы 3. К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; 2) основные профессиональные образовательные программы: а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки; 3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Статья 12. Образовательные программы 7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. 8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования (проект) 3. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией (в соответствии с ФГОС и с учетом ПрООП). 8. Образовательная программа имеет направленность (профиль) (далее – направленность), характеризующую ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности и определяющую ее предметно- тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения. Организация может реализовывать по специальности или направлению подготовки одну программу бакалавриата (программу специалитета, программу магистратуры) или несколько программ бакалавриата (несколько программ специалитета, несколько программ магистратуры), имеющих различную направленность.

Направленность образовательной программы Направленность образовательной программы устанавливается организацией следующим образом: направленность программы бакалавриата конкретизирует ориентацию программы бакалавриата на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки либо соответствует направлению подготовки в целом; направленность программы специалитета: - определяется специализацией, выбранной организацией из перечня специализаций, установленного образовательным стандартом; - в случае отсутствия специализаций, установленных ОС, – конкретизирует ориентацию программы специалитета на области знания и (или) виды деятельности в рамках специальности либо соответствует специальности в целом; направленность программы магистратуры конкретизирует ориентацию программы магистратуры на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки. В наименовании образовательной программы указывается наименование специальности или направления подготовки и направленность образовательной программы, если указанная направленность отличается от наименования специальности или направления подготовки.

Структура ООП ОП, разрабатываемая в соответствии с ОС, состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (базовая часть и вариативная часть). Базовая часть ОП является обязательной вне зависимости от направленности ОП, обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных ОС, и включает в себя: дисциплины (модули) и практики, установленные образовательным стандартом (при наличии таких дисциплин (модулей) и практик); дисциплины (модули) и практики, установленные организацией; итоговую (государственную итоговую) аттестацию. Вариативная часть ОП направлена на расширение и (или) углубление компетенций, установленных ОС, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным ОС (в случае установления организацией указанных компетенций), и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные организацией. Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью ОП.

II. Организация разработки и реализации образовательных программ 13. Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав образовательной программы по решению организации.

II. Организация разработки и реализации образовательных программ 14. В образовательной программе определяются: планируемые результаты освоения образовательной программы – компетенции обучающихся, установленные образовательным стандартом, и компетенции обучающихся, установленные организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом, с учетом направленности (профиля) образовательной программы (в случае установления таких компетенций); планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике – знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

II. Организация разработки и реализации образовательных программ 16. В учебном плане указывается перечень дисциплин (модулей), практик, аттестационных испытаний итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся, других видов учебной деятельности (далее вместе – виды учебной деятельности) с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения. В учебном плане выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (далее – контактная работа обучающихся с преподавателем) (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся в академических или астрономических часах. Для каждой дисциплины (модуля) и практики указывается форма промежуточной аттестации обучающихся.

II. Организация разработки и реализации образовательных программ Структура РПД: 18. Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя: наименование дисциплины (модуля); перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП; указание места дисциплины (модуля) в структуре ОП; объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю); фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю);

II. Организация разработки и реализации образовательных программ Структура РПД: 18. Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя: перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля); перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля); методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля); перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости); описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю). Организация может включить в состав РПД (модуля) также иные сведения и (или) материалы.

О фонде оценочных средств (ФОС) Оценочные средства представляются в виде фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для итоговой (государственной итоговой) аттестации. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входящий в состав соответственно рабочей программы дисциплины (модуля) или программы практики, включает в себя: перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике организация определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания.

О фонде оценочных средств (ФОС) Фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации включает в себя: перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы; описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы.

III. Организация образовательного процесса по образовательным программам 53. Учебные занятия по образовательным программам проводятся в форме контактной работы обучающихся с преподавателем и в форме самостоятельной работы обучающихся. По образовательным программам могут проводиться учебные занятия следующих видов, включая учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости: лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации преподавателем обучающимся (далее – занятия лекционного типа); семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия (далее вместе – занятия семинарского типа); курсовое проектирование (выполнение курсовых работ) по одной или нескольким дисциплинам (модулям); групповые консультации; индивидуальные консультации и иные учебные занятия, предусматривающие индивидуальную работу преподавателя с обучающимся (в том числе руководство практикой); самостоятельная работа обучающихся. Организация может проводить учебные занятия иных видов.

III. Организация образовательного процесса по образовательным программам 54. Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, включает в себя занятия лекционного типа, и (или) занятия семинарского типа, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся. При необходимости контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем. Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть как аудиторной, так и внеаудиторной.

III. Организация образовательного процесса по образовательным программам 55. Для проведения занятий семинарского типа, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, формируются учебные группы обучающихся численностью не более 25 человек из числа обучающихся по одной специальности или направлению подготовки. Занятия семинарского типа проводятся для одной учебной группы. При необходимости возможно объединение в одну учебную группу обучающихся по различным специальностям и (или) направлениям подготовки. Для проведения занятий лекционного типа учебные группы по одной специальности или направлению подготовки могут объединяться в учебные потоки. При необходимости возможно объединение в один учебный поток учебных групп по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.

III. Организация образовательного процесса по образовательным программам 56. Организация предусматривает применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (включая, при необходимости, проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых организацией, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей).

III. Организация образовательного процесса по образовательным программам 58. Контроль качества освоения образовательных программ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую (государственную итоговую) аттестацию обучающихся. 59. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и прохождения практик (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

2. Локальные акты

Основные информационные ресурсы:

3. ФГОС 3 и ФГОС 3+ Причины перехода на новые макеты: низкое качество ФГОС 3; большое количество компетенций; большое количество технических ошибок; отсутствие выбора вида (видов) профессиональной деятельности и соответственно кластеров компетенций; дисциплинарная структура ООП.

В новом макете ФГОС 3+: Компетенции: Общекультурные Общепрофессиональные Профессиональные (для АБ) Профессионально-прикладные (для ПБ) При проектировании программы бакалавриата образовательная организация обязана включить в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные или профессионально- прикладные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа бакалавриата.

Анализ проекта ФГОС 3+ на примере НП Строительство КвалификацияАкадемический бакалаврПрикладной бакалавр Форма обученияочная, очно-заочная или заочнаяочная Виды профессиональной деятельности (возможен выбор вида для конкретной ООП) - изыскательская и проектно- конструкторская; - производственно-технологическая и производственно-управленческая; - экспериментально- исследовательская; - монтажно-наладочная и сервисно- эксплуатационная. производственно- технологическая Профессиональные задачиобъем профессиональных задач определяется видами профессиональной деятельности

Анализ проекта ФГОС 3+ на примере НП Строительство Академический бакалаврПрикладной бакалавр Общекультурные компетенции (ОК) 99 Общепрофессио- нальные компетенции (ОПК) 99 Профессиональн ые компетенции Профессиональные компетенции (ПК) – 15 (выбор в зависимости от вида деятельности – профилизация) Профессионально- прикладные компетенции (ППК) – 6

Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата в зачетных единицах «академический бакалавр» «прикладной бакалавр» Блок 1Дисциплины (модули) Базовая часть Вариативная часть Блок 2Практики Блок 3Государственная итоговая аттестация 6-9 Объем программы бакалавриата 240

4. Анализ ФГОС 3+ как основа проектирования ООП Вид (виды) деятельности Профессиональные задачи Кластеры компетенций Структура ООП Наборы дисциплин (модулей)

Основные общекультурные компетенции Наименование направлений подготовки, по которым соответствуют основные ОК 1-9 ОК-1способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); Нефтегазовое дело; Землеустройство и кадастры; Прикладная математика и информатика; Фундаментальная информатика и информационные технологии; Физика; Радиофизика; География; Биология; Психология; Народная художественная культура; Физическая культура; История ОК-2способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); ОК-3способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности деятельности (ОК-3); ОК-4способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4); ОК-5способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); ОК-6способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия (ОК- 6); ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); ОК-8способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК- 8); ОК-9способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Перечень проектов ФГОС 3+, в которых перечень ОК отличается от общепринятых по количеству компетенций и их кодам: Технология художественной обработки материалов Сестринское дело Филология Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Лингвистика Журналистика Зарубежное регионоведение Экология и природопользование Архитектура

Свод предложений обеспечивающих кафедр по ОК

Блок 3. ГИА Блок 2. Практики Блок 1. Вариативная часть Базовая часть Блок 1. Вариативная часть Базовая часть Схема единой матрицы БУП Дисциплины (модули ОПК Обязательны е дисциплины (42 ЗЕТ) ОК Элективные курсы 1 УК Модули 1 Элективные курсы 1 РК Модули 1 ПК/ППК Элективные курсы 2 УК Модули 2 Элективные курсы 2 РК Модули 2 ПК/ППК Учебная Производственная Преддипломная ОК, ОПК, ПК/ППК, ППК РК Защита ВКР Госэкзамен ОК, ОПК, ПК/ППК, ППК РК

Спасибо за внимание! Контакты: Афанасьева Елена Леонидовна р.т УЛК, каб.403 методический отдел УМУ СВФУ