ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Идейная направленность. Проблематика произведения.
Advertisements

Тема 1. История создания повести 2. Смысл названия 3. Жанровое своеобразие 4. Тематика.
Авторский стиль. Художественные особенности. Место произведения в мировой литературе.
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА Э. ХЕМИНГУЭЙ. Общая характеристика зарубежной литературы 20 века Эпоха 20 в. в литературе противоречива, она отразила весь.
Сюжет. Система образов.. Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структуры Четвёрты й уровень структур ы Пятый урове.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Вопросы по теории литературы. Эпические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить. Э. Хемингуэй. Люди повинуются законам природы,
А ведь эти темы необычайно важны в жизни каждого человека. Гениальность писателя состоит в том, что он показывает эти темы, как две стороны одной медали,
(теория литературы). 1. Тип литературного героя: Тип героя Классицистический Романтический Сентиментальный Реалистический.
Комплексный анализ текста Сказка – притча «Орел и воробьи» О.М. Безымянная.
Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева.
«Кладовая солнца» М.М. Пришвина.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Анализ повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» Учитель русского языка и литературы Султайкина О.А.
Транксрипт:

ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение. Книги заполняют пустоты наших душ

ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение. Читайте великих: им есть что сказать каждому из вас

Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот что делает человека непобедимым Э. Хемингуэй Эрнест Миллер Хемингуэй « Старик и море ». Повесть о мудром единстве человека с природным миром, о стойкости и мужестве, которые нельзя победить, о сострадании и жалости, которые должны стать основой жизни. Обобщенный образ человека мира. Тема преемственности поколений. Т ема

Сегодня на уроке 1. Презентация исследовательской работы (работа в группах) 2. Составление ОК «Идейно – образное содержание повести и ее философский подтекст» (Самост. работа) 3. Работа над решением проблемы: Сантьяго – победитель или побежденный? Эта книга о тщетности усилий человека, трагизме его существования или о несокрушимости человеческого духа? 4. Ответ на вопрос: « В чем грандиозный успех повести?»

ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение. «Читайте то, что я пишу и не ищите ничего, кроме собственного, удовольствия. А если вы еще что-нибудь найдете, это уже будет ваш вклад в прочитанное»

Лексический практикум Словарь Аллегория – иносказание; в искусстве развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования. Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего – либо. Гуманизм (лат. человечный) – мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей. Деталь художественная (фр. подробность, мелочь) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Худ. деталь может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае деталь используется, чтобы наглядно представить описание.

Словарь Интерпретация (нем. посредничество) – способ реализации понимания, целостное представление, охватывающее единство произведения и главные черты его композиции, полное понимание стиля. Интерпретация осмысливает результаты описания и анализа. Лейтмотив ( нем. ведущий мотив) – многократно повторяющийся и варьирующийся в худ. произведении образ (слово, деталь, характеристика). Лейтмотив объединяет и организует повествование, повышает смысловую и композиционную нагрузку. Опорный конспект – это способ концентрации материала в интенсивном варианте, который поможет глубже осмыслить худ. произведение в целом, увидеть «гармонию этого целого». Пафос – эмоциональное содержание худ. произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

Словарь Повесть – эпическое произведение, характеризирующееся однолинейным сюжетом, а по широте охвата жизненных явлений и глубине их раскрытия занимающее промежуточное положение между романом и рассказом. Подтекст – невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям; неявный смысл, который может не совпадать с прямым смыслом текста. Притча – произведение, содержащее поучение в иносказательной форме, родственной басне. Однако смысл притчи более значительный: она иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали, человеческих законов. Притча не предлагает мораль в готовом виде, а настраивает на ее поиск. Прототип (гр. прообраз) - реально существующий человек, которого автор использовал в качестве модели для создания литературного персонажа.

Словарь Реализм – худ. направление в литературе и искусстве, для которого характерно стремление к объективности и непосредственной достоверности изображаемого. Реализм предполагает исследование взаимосвязи между характерами и обстоятельствами, показывает формирование характеров под воздействием среды. Символ – предмет или действие, служащее условным знаком какого- либо понятия, чего – либо отвлеченного; худ. образ, воплощающий какую – либо идею. Значение символа подразумевается, поэтому его восприятие зависит от читателей. Символ многозначен. Стиль писателя – устойчивое единство особенностей его творчества (идей, тем, характеров, сюжетов, языка), выражающее определенное содержание и обладающее оригинальностью.

работа в группах

Исследовательская работа в группах Группа 1 группа 2 группа Тема История создания повести «Старик и море» Смысл названия Жанровое своеобразие Тематика Проблематика Идейная направленность произведения

Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структуры Четвёртый уровень структуры Пятый уровень структуры Шестой уровень структуры Седьмой уровень структуры Исследовательская работа в группах 3 группа 4 группа Сюжет, особенности построения Система образов Авторский стиль Художественные особенности Место произведения в мировой литературе

Афоризмы

o Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. Гете o Человек – это часть целого, которое мы называем Вселенной. А. Эйнштейн o Человек Человека Человеком делает. И. Саликов o Человек способен делать путь великим, но великим человека делает путь. Конфуций o Человек является и называется человеком не в силу своей плоти, а в силу своего духа. Людвиг Фейербах o Если бы до меня не было людей, разве я был бы такой же? Я произведение предшествующих людей, то, что составляет моё я, было прежде меня, оно будет и после меня. Л. Толстой

Афоризмы o Звезды падают на землю, а люди взлетают к звездам. М. Стельмах o В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего. Софокл o Каждый из нас - сын своих дел. М. Сервантес o Человек – мерило всем вещам. Протагор o Главным предметом изучения человечества является человек. Гёте o Каждый человек есть Вселенная, которая с ним родится и с ним умрет. Г. Гейне

Опорный конспект (вариант) Идейно – образное содержание повести – притчи Э.Хемингуэя «Старик и море» и ее философский подтекст Человека можно уничтожить, но его нельзя победить Э.Хемингуэй г. США. В журнале «Лайф» опубликована повесть Э.Хемингуэя «Старик и море» 2. С Т А Р В названии заявлены основные проблемы повести – И притчи: - человек и природа, К - тленное и вечное, - человек и Вселенная, И - безобразное и прекрасное М О Р Е

Эпическое реалистическое произведение с однолинейным сюжетом 3. Повесть – притча Произведение, имеющее глубокий философский смысл, поучение в иносказательной, аллегорической форме 4. Тема « Старик и море » - одна из вершин мировой словесности. Эта книга о месте человека в мироздании, о вечном поединке человека с жизнью, о силе человеческого духа, о дружбе и сострадании, о преемственности поколений, об умении достойно идти по своему часто тернистому пути, о вечном стремлении к преодолению себя. Эта книга о человеке, которого нельзя победить.

5. Проблемы: - человек и природа, - человек и общество, - человек и Вселенная, - проблема верности обязанности, - проблема одиночества, - проблема победы и поражения, - проблема счастья в контексте поиска смысла жизни 6. Идейное содержание Основной лейтмотив повести – человек, который не сдается. Гуманистический пафос повести – « Жить и верить в свои силы ». Назидание потомкам: пока Человек руководствуется совестью и разумом в отношении с природой, она терпит его существование и делится своими богатствами.

7. Система образов. Старик Человек – борец. Сильный духом, способный противостоять внешним, более сильным чем он обстоятельствам. Мудрый и гуманный Море(океан) Вечное. Непреодолимая сила. Жизнь прекрасная, изменчивая и полная неожиданностей. Не только пространство, но и духовная жизнь человека Рыба Жизненная цель. Удача Акулы Воплощение зла, препятствия на пути человека и цели. Мальчик Истинный друг, способный понять, сострадать. Преемник, представляющий новое поколение.

« Телеграфный стиль » Лаконичность. Конкретность. « Принцип Айсберга » Особая роль подтекста. Символика Воплощенная в образах философия. Лейтмотивы Способствуют раскрытию писательского замысла. Диалогичность Диалог внешний и внутренний. Абстрактные понятия Придают повести философский смысл. 8. Стиль Э.Хемингуэя. Худ. особенности повести.

г. – Нобелевская премия за « яркое стилевое мастерство …, явившееся вкладом в современное повествовательное искусство ». « Похоже, что я в конце концов добился того, над чем работал всю мою жизнь » Э.Хемингуэй « Это суровая вещь, но в то же время она прекрасна и великолепна, как прекрасен и великолепен его величество Человек » Д. Кэнон