Лекция 2 Рыночная система хозяйства к.э.н., доцент Костенко В.Б. Кафедра экономики и менеджмента КрасГМУ
План: 1. Типы экономических систем. 2. Основные черты рыночной экономики. 3. Понятие и функции рынка. 4. Классификация рынков. 5. Рыночный механизм: спрос, предложение, рыночное равновесие, цена. 6. Понятие и виды эластичности.
Библиографический список 1.Экономическая теория. Краткий курс: учебник для вузов/ В.Д.Камаев, М.Э.Ильчиков, Т.А. Борисовская 2. Экономическая теория: электронный учебный курс/ Носова Н.П. [Электронный ресурс] :учебник. – CD-ROM Экономическая теория: электронный учебный курс 3.Курс экономической теории/Артюхов И.П. Морозова Т.Д., Денисова Н.И.. – Красноярск, тип. КрасГМУ, Экономическая теория : учебник/ Под ред.Лобачевой Е.Н. – М.: Юрайт, 2012
1. Типы экономических систем Экономическая система –упорядоченная структура связей между людьми в отношении производства и потребления благ и услуг. 1. Рыночная экономика 2. Командно-административная экономика 3. Смешанная экономика
Рыночная экономика – система организации производства и распределения, основанная на частной собственности и на решениях, принимаемых частными лицами и фирмами самостоятельно. Командно-административная экономика – это система организации производства и распределения товаров, основанная на государственной собственности и на решениях, централизованно принимаемых государственными органами экономического управления. Смешанная экономика – это система, в которой государство играет важную роль в регулировании рыночной экономикой. Государство вмешивается в экономику, осуществляет экономическую политику. Рынок и государство – два центра в экономике.
2. Основные черты рыночной экономии 1. Частная собственность как основа рыночной экономики 2. Свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора 3. Приоритет личного интереса при принятии решений 4. Конкуренция, система рынков и цен 5. Рыночная экономика – открытая экономика, т.е. активно осуществляет внешнеэкономические связи 6. Государство регулирует экономику
3. Понятие и функции рынка Возникновение и становление рынка представляет длительный исторический процесс (ок. 5тыс. лет), является результатом возникновения и развития товарного производства и обмена. Рынок – система отношений между экономическими субъектами по поводу купли-продажи (обмена) товаров, услуг. Экономические субъекты – продавцы и покупатели
Условия возникновения рынка Общественное разделение труда. Экономическая обособленность производителей. Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Этапы ОРТ: Первый – отделение скотоводства от земледелия; Второй – выделение ремесла Третий – появление купечества Четвертый – возникновение машинного производства
Функции рынка: Информационная Посредническая Ценообразующая Регулирующая Санирующая
4. Классификация рынков КритерииВиды рынков По характеру конкуренции и ценообразования 1. Совершенной конкуренции 2. Чистая монополия 3. Монополистическая конкуренция 4. Олигополия По территориальном у признаку 1. Региональный рынок 2. Национальный рынок 3. Мировой рынок По объектам купли-продажи 1. Рынок реальных ресурсов и благ (Товарный рынок) 2. Финансовый рынок
Классификация рынков по объектам обмена Рынок потреби- тельских товаров Рынок ресурсов Рынок ценных бумаг Валютный рынок Рынок кредитов Денежный рынок Рынок земли Рынок средств производства (инвестиц.тов.) Рынок труда Национальный рынок Рынок реальных ресурсов и благ Финансовый рынок
5. Рыночный механизм: спрос, предложение, рыночное равновесие, цена Понятие спроса Спрос (D) – это платежеспособная потребность, то количество товара, которые покупатели готовы купить по каждой возможной цене. Q(d) – величина спроса P – цена за единицу Q(d) = f(p)
Закон спроса Взаимосвязь между ценой и величиной спроса представлена в виде закона спроса. Закон спроса выражает обратную связь между ценой и величиной спроса: чем ниже цена, тем больше его количество будет куплено и наоборот – чем выше цена, тем меньше товара будет куплено.
Табличное выражение закона спроса Цена (P)Объем спроса (Q)
График спроса
Кривая спроса – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной спроса На динамику спроса оказывают влияние и неценовые факторы. Изменение величины спроса при изменении цены означает движение вдоль кривой спроса Действие неценовых факторов приводит к сдвигу кривой спроса вправо – вверх (если он растет) и влево – вниз (если падает).
Влияние неценовых факторов на спрос
Неценовые факторы спроса Доходы покупателей Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары Взаимозаменяемые – субституты Взаимодополняемые – сопутствующие Вкусы и предпочтения потребителей Ожидания покупателей относительно будущих цен и доходов Количество покупателей на рынке
Понятие предложения (S) Предложение – то количество товара, которые продавец готов произвести и продать по каждой возможной цене. Q(s) – величина предложения P – цена за единицу Q(s) = f(p)
Закон предложения Чем выше цена, тем больше желающих произвести и продать товар и наоборот – чем ниже цена, тем меньше желающих производить и продавать товар.
Табличное представление предложения Цена(P)Объем предложения (Qs)
График предложения Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения
График предложения
Неценовые факторы предложения Помимо цены на предложение влияют и другие факторы (обычно их называют неценовые факторы предложения или детерминанты предложения )
Неценовые факторы предложения: Изменение цен на ресурсы, т.к. цены влияют на затраты производителя Уровень технологии, применяемой производителем Цены других товаров Налоги и дотации государства Число продавцов на рынке
Неценовые факторы предложения сдвигают кривую предложения вниз (рост предложения), вверх – снижение предложения.
Неценовые факторы предложения (графически)
Рыночное равновесие Совместим спрос и предложение на одном графике. Они пересекутся в одной точке, которая называется точкой равновесия, т.к. спрос в ней уравновешивается предложением. Возникают равновесная цена и равновесное количество. Равновесная цена – цена, при которой объем спроса равен объему предложения.
Рыночное равновесие
Рыночное равновесие – ситуация, когда интересы продавца и покупателя совпадают. Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и объемов предложения, называется равновесной ценой (Pe), а объемы спроса и предложения при этой цене – равновесным количеством (Qe).
Спрос и предложение являются двумя неотъемлемыми компонентами рынка, находящимися в постоянном взаимодействии, результатом которого является формирование цены. От соотношения спроса и предложения зависит и динамика цены.
Соотношение спроса и предложения и изменение цены Соотношение спроса и предложения Характеристика рыночной ситуации Изменение цены D больше SДефицит товаровРост цены D меньше SИзбыток товаровПадение цены D = SРавновесиеПостоянная цена
6. Понятие и виды эластичности Чувствительность рынка к изменению цен, дохода или каких-либо других показателей отражается в показателе эластичности, которая может быть охарактеризована специальным коэффициентом. Эластичность спроса и эластичность предложения показывают степень реакции объема спроса и объема предложения на изменение влияющих на них факторов (цены, дохода). Эластичность спроса или предложения вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению какого-либо фактора (цены, дохода и др.).
Эластичность спроса Эластичность спроса по цене – это коэффициент, показывающий изменение спроса в ответ на изменение цены на 1%. Например, цена выросла на 5%, а спрос упал на 3%, тогда эластичность спроса по цене = - 3% / 5 = - 0,6 где Е d - коэффициент эластичности спроса по цене.
Если необходимо определить коэффициент эластичности на отрезке кривой спроса (заданы значения P 1 и P 2 и Q 1 и Q 2 ), то пользуются формулой дуговой эластичности спроса по цене.
Дуговая эластичность спроса по цене
Виды эластичности Спрос эластичный, если Спрос неэластичный, если
Эластичность спроса по доходу Показывает степень изменения объема спроса в ответ на изменение дохода на 1%. где: в числителе – процентное изменение величины спроса, в знаменателе – процентное изменение дохода. ( Доход увеличился на 2%, спрос вырос на 4%).
Перекрестная эластичность спроса Это степень изменения спроса в зависимости от изменения цен на другие товары.
где: X, Y – два товара (например, X – чай, Y – кофе). E d x.y – перекрестная эластичность спроса; в числителе – на сколько процентов изменился спрос на товар x, в знаменателе - на сколько процентов изменилась цена на товар y. Например, цена на кофе выросла на 3%, а спрос на чай возрос на 5%.