Авторский стиль. Художественные особенности. Место произведения в мировой литературе.
Старик и море. Вечная борьба! Добыть трудом свой хлеб насущный! Грань двух миров: воды и суши, Где ждёт то счастье, то беда.
Телеграфный стиль позволил автору быть лаконичным, точным, сдержанным в описании трагических и экстремальных ситуаций. «Принцип айсберга» подобен тому, как видимая часть айсберга, возвышающаяся над водой, намного меньше основной ее массы, скрытой под поверхностью океана. Лаконичное повествование фиксирует лишь внешние данные, отталкиваясь от которых, читатель проникает в глубины авторской мысли и открывает для себя философские истины, которые автор хочет донести до читателя.
Символика Старик - символ человека, противостоящего суровой судьбе, человека, который не сдается.
Море – символ стихии, непреодолимого препятствия. Это образ не только стихии, несущей страх, бедствие и смерть, но и духовная жизнь человека.
Рыба – плодородие, очищение от скверны, символ вечности, бессмертия. Человеку не подвластно одержать победу над вечным.
Парус - соотносится с символикой воздуха, ветра. Является атрибутом фортуны, которая олицетворяет её непостоянство. Львы - символ подвига, силы духа и молодости. Кость - символ жизни и веры в будущее воскресение. Скелет рыбы -это символ веры в себя, в то, что осуществлено невозможное.
Лейтмотивы мотив рыбы. Человек – часть природы, но он вынужден считаться с законами общества: он обречен на конфликт с красотой природы. мотив одиночества. Старик одинок, но именно одиночество заставляет его находить в себе силы, которые помогают выйти победителем в борьбе с окружающим миром. мотив Ди Маджио - мотив равных возможностей в мире, где ценится богатство и везение. Неудачникам в этом мире холодно и неуютно. Созвучие характеров старика и Ди Маджио. мотив мальчика и львов. Важна преемственность поколений. Жизнь старика - это продолжение в судьбе мальчика. Мотив львов выражает извечное стремление человека к подвигу, обретению новых горизонтов.
Абстрактные понятия, которые придают повести философский смысл Смирение Достоинство Гордость Надежда Грех Борьба Поражение Удача Счастье
Диалогичность - это средство выражения единства и в то же время разобщенности людей
В 1954 г. Э. Хемингуэй получает Нобелевскую премию за «яркое стилевое мастерство, явившееся вкладом в современное повествовательное искусство» «Это суровая вещь, но в то же время она прекрасна и великолепна, как прекрасен и великолепен его величество Человек» Д. Кэнон